ИУДА Маккавей

ИУДА Маккавей (погиб в 160 г. до н.э.) – третий сын Маттафии (Маттитьягу) Хасмонея, принявший, согласно предсмертной воле отца (Маттафия умер в 166 г. до н.э.) руководство восстанием евреев против Антиоха Епифана (Маттафия умер спустя год после начала восстания). Сын ревностного  о законе Моисеевом священника Маттафии, он с детства проникся той же ревностью и после смерти отца вместе со своими братьями восстал против попытки Антиоха Епифана искоренить иудейство и на его место ввести греческий культ. Собрав около себя всех ревнителей Бога, он нанёс несколько жестоких поражений войску Антиоха и достиг на время заключения мира, которым и воспользовался для восстановления чистоты поклонения в храме. В самом начале восстания Иуда получил прозвище «Маккавей». Чтобы объяснить его значение, выдвигалось несколько версий. По одной из них, имя «Маккавей» производили (едва ли правильно, как полагают исследователи) от пяти начальных букв пяти еврейских слов, начертанных на его знамени и означавших: «Кто из сильных подобен Тебе, Иегова»? (Исх. 15:11). По другой, наиболее распространённой версии, это имя восходит к арамейскому маккаба (макебет на современном иврите), что означало «молот» или «кузнечный молот», в знак признания его отваги в битвах. Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды – Маттитьягу Коген Бен Йоханан. Некоторые учёные считают, что это имя – сокращение еврейского словосочетания «маккаб-ягу» (от «накаб» – «отметить, обозначить»), и несёт смысл «обозначенный Богом». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной. Так или иначе, имя Маккавей стало синонимом всего доблестного, самоотверженного, героического. Как самый мужественный и опытный из сыновей Маттафии, он был единодушно выбран всеми во главе борцов за свободу, когда это великое дело выпало из рук доблестного Маттафии. Замечательно, что при этом старшие его братья без всякого прекословия отдали себя ему в подчинение, подтверждая его выдающиеся достоинства и способность вести дело с должным успехом. Число героев, сплотившихся под его знаменем, быстро достигло внушительной цифры в 6 тыс. человек, с которыми Иуда бесстрашно выступал на истребление по всем городам и селениям всяких следов язычества, пользуясь для этого неожиданными ночными набегами. В это время наличных сирийских войск (не способных к тому же отлучаться в значительных количествах и надолго) было, очевидно, слишком недостаточно для подавления восстания, поэтому сирийский военачальник Аполлоний, на котором лежала эта задача, прибегнул к сформированию особого вспомогательного войска из язычников и самарян. Но храбрый Маккавей, не заставляя себя долго ждать, поспешил сам навстречу этому войску и нанёс ему тотчас же полное поражение, в котором пал, в числе многих, и сам Аполлоний. Успех, который превзошёл всякие ожидания, воодушевил до крайней степени иудеев, а сирийцев вынудил отправить на Иуду новый огромный отряд, в вожди которого вызвался стать сам главный начальник войск Антиоха – Серон, заранее сплетавший себе лавры славной победы. Однако лавры эти суждено было пожать не ему, хотя сомнение в успехе иудеев разделяли сами воины Иуды.

 



 
PR-CY.ru