ИОИЛЬ - Страница 9

Описание исполнения обетования об излиянии в новую эру Духа «на всякую плоть» сопровождается апокалиптическими знамениями на земле и на небе. Излияние Духа знаменует наступление новых отношений с Богом, когда «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (2:32; ср.: Иез. 39:29) и тем самым избежит приговора Суда, уготованного народам (Иоил. 3:1–16). Этот Суд, который произойдёт в Иосафатовой долине (букв. – «Господь судит», от глагола «судить»; Иоил. 3:2), означает благословение Господом Своего народа и осуждение тех, кто были его врагами. Рассеяние израильского народа и передел его земли стали причинами, по которым Господь призвал чуждые народы на Суд (3:2; ср.: Ис. 66:18; Зах. 14:2). При этом Тир, Сидон и округи филистимские выделяются для специального наказания за продажу сынов Израиля в рабство эллинам (Иоил. 3:4–8). Все народы собираются в Иосафатовой долине, чтобы сразиться с Господом и Его народом. Приготовление к войне обозначается приказом перековать «орала... на мечи и серпы... на копья» (3:10; ср.: Ис. 2:4; Мих. 4:3). Глас Господа с Сиона возгремит (букв. – «зарычит»; ср.: Ис. 25:30; Ам. 1:2) над приготовившимися к сражению народами и вызовет вселенские катаклизмы, которые будут сопровождать этот последний Суд. Тем самым Господь «будет защитою... и обороною для сынов Израилевых», чтобы спасти их от вторжения иноплеменников (Иоил. 3:16). В результате этого апокалиптического конфликта Иерусалим будет восстановлен; в заключительной сцене книги Суд Божий приносит благословение и процветание Его народу и всей земле. В новую, Мессианскую эпоху на землю возвращаются мир и покой, Иуда и Иерусалим пребывают в изобилии вечно с Господом у живительного источника на Сионе. Традиционные враги Израиля (Египет и Эдом) в наказание станут пустыней за пролитие невинной крови. Пророчества Иоиля следуют в книге в соответствии со структурой её частей. При этом исследователи выделяют тематические блоки, соотносимые со схожими из другой части, а затем внутри их – тематические пары, некоторые построены по модели смысловой инверсии: 1) нашествие саранчи и страдание от засухи (Иоил. 1:2–14) и излияние Духа (2:28–30); 2) описание дня Господня (1:15–2:2 и 2:31–32); 3) божественное войско, приносящее бедствие Израилю (2:2–11), и войска неприятелей, получающие наказание (3:1–9); 4) призыв к покаянию (2:15–17) и призыв к священной войне (3:10–11); 5) ответное обетование Господа (2:18–20 и 3:12–17); 6) грядущее благословение Господа (2:21–27 и 3:18–21). Христиан Вольф рассматривает другие смысловые пары в пророчествах Иоиля: плач по бедствиям соотносится с обетованием благосостояния, провозвестие о катастрофе – с обетованием о спасении Израиля, а призыв к покаянию – с обетованием об излиянии Духа. Андреас Капельруд полагал, что структура «Книги пророка Иоиля» основана на отдельном богослужебном чине, составленном для совершения чина покаяния в храме. Этот чин начинался с псалма плача (Иоил. 1:2–2:18), который включал: плачевную песнь храмовой общины, описание бедствий и призыв к покаянию. Служба завершалась провозглашением божественного обетования в ответ на плач народа, которое подразделялось на три основные части.

 



 
PR-CY.ru