ИОИЛЬ - Страница 17

Формулировка «от Духа Моего» понималась как указание на то, что этот мир или человек не в состоянии воспринять полноту Святого Духа. В стихе Иоил. 2:28 говорится о том, что «…в людях – только малая часть, капля этой благодати», в то же время глагол «изолью» демонстрирует величие божественного дара, ибо «…не в меру Бог даёт Духа». Стих Иоил. 2:28 использовался как в триадологических вопросах, когда рассматривалось отношение Святого Духа к Отцу и Сыну, так и вместе с другими цитатами из Священного Писания в качестве примера, доказывавшего божественность Святого Духа, в полемике с пневматомахами. Стих Иоил. 2:28 цитируется в «Мученичестве святых Перпетуи и Фелицитаты», где излияние Духа соотносится с новыми видениями, которые следует рассматривать в монтанистcком контексте. Многочисленные упоминания дня Господня в патристической литературе исследователи не могут однозначно свести к Иоил. 2:31; так же как и Иоил. 2:32 («всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся»), они использовались вторично (в Рим. 10:13 и в других местах из Нового Завета). Стихи Иоил. 3:1–21 о восстановлении и благословении народа Божия истолковывались в христианской традиции, главным образом, как указание на спасение людей из всех народов в последние времена в лоне церкви. Притесняющие народ Божий жители Тира и Сидона переосмысляются как еретики и язычники, которые мешают христианам. При этом сохраняются исторические объяснения этих мест, относящие их к восстановлению народа Израиля после вавилонского плена, что прикровенно указывает на избавление верующих от власти сатаны во Христе. Слова Иоил. 3:10 («слабый пусть говорит: “Я силён”»), по мнению Иоанна Кассиана Римлянина, соотносятся с 2 Кop. 12:9–10; они дают представление о том, что Господь спасти может только тех, кто терпеливо осознают свою немощь. Иосафатова долина (Иоил. 3:2, 12) неоднократно упоминалась в христианских комментариях как место Страшного Суда (из основных комментаторов на «Книгу пророка Иоиля» только Кирилл Александрийский предлагал исторически буквальное, а не эсхатологическое понимание этого места). Топографическое отождествление Иосафатовой долины с расположенной между Иерусалимом и Масличной горой Кедронской долиной встречается впервые у Евсевия, затем во многих раннехристианских рассказах паломников. В другом месте Евсевий отождествлял ущелье Иосафатово с Енномовой долиной, которая также связана с христианскими апокалиптическими представлениями. Однако подобную эсхатологическую топографию не принимал Иоанн Златоуст. Окончание «Книги пророка Иоиля» (Иоил. 3:18–21), в основном, интерпретировалось христианскими комментаторами экклезиологически: как указание на будущие блага, уготованные для просвещённых божественным учением апостолов и учеников, которые будут собраны вокруг Христа как источника жизни вечной в доме Господнем, т.е. в Его церкви.

 



 
PR-CY.ru