ИОИЛЬ - Страница 2

Современные исследователи на основании косвенных данных «Книги пророка Иоиля» гипотетически определяют социальный статус Иоиля. По мн6ению исследователей, Иоиль, чьё служение проходило в Иудее, был тесно связан с богослужебной практикой в Иерусалимском храме: он призывает народ совершить покаянное богослужение и использует некоторые элементы храмовых молитв (Иоил. 2:15–17). А. Капельруд считал, что в «Книге пророка Иоиля» нашёл отражение развитый чин храмового богослужения, практиковавшегося в Израиле в период жизни пророка. Поскольку Иоиль часто обращался к теме священнического служения (Иоил. 1:9, 13, 14, 16; 2:1, 15–17), многие исследователи видели в нём так называемого храмового (англ. cultic) пророка, связанного с общиной священников Иерусалимского храма. Некоторые библеисты, принимая во внимание новизну его пророчеств, считали Иоиля так называемым периферийным, обособленным пророком, который обращался с новым провозвестием к иерусалимскому священству со стороны, а не из их среды. Эта точка зрения подкрепляется отсутствием однозначных свидетельств роли, которую пророк играл в храмовом богослужении и в священнической иерархии. Подтверждая свой пророческий авторитет, Иоиль говорит о том, что он призван к служению непосредственно через Божественное Откровение (Иоил. 1:1a), а не на основании официальной храмовой традиции. Иоиль обращается к священникам как к одной из общественных сил, несущих ответственность за происходящее в Израиле. Именно поэтому Хрстиан Вольф рассматривал Иоиля как писателя, близкого к пророческим кругам, но отделяющего себя от сословия храмовых служителей. Однако этот взгляд был подвергнут критике, поскольку представление, что пророк происходил из священнических кругов Иерусалима, согласуется с богослужебными аллюзиями в его книге, которые подчёркивают важную роль священства в жизни иерусалимского сообщества и легитимный статус храмового служения (например, Иоил. 2:1–11). Исследователи с большей степенью вероятности утверждают, что если даже Иоиль не входил в священническое сословие, то оно во многом влияло на него. Поскольку в «Книге пророка Иоиля» не упоминаются ни цари, ни исторические деятели древнего Израиля, это затрудняет исследователям её датировку. В современных исследованиях по-разному определяются крайние временные границы служения пророка – от IX до II в. до н.э.

 



 
PR-CY.ru