ИОИЛЬ

ИОИЛЬ (евр. – Господь [есть] Бог) – ветхозаветный пророк (память 19 октября), автор названной его именем книги в составе собрания книг 12 малых пророков. В «Книге пророка Иоиля» не содержится сведений о её авторе, только в надписании сказано, что Иоиль был сыном Вафуила (Иоил. 1:1). В Септуагинте (LXX) имя его отца передано как Вафуил  (встречается также в Быт. 22:23, LXX). В Ветхом Завете именем Иоиль названы около сорока персонажей, попытки исследователей отождествить некоторых из них с Иоилем (особенно упоминаемых в 1 Цар. 8:2 или в 1 Пар. 6:33, 36–38) не выглядят убедительно. В раннехристианской литературе сведения о личности Иоиля носят фрагментарный характер. В христианской экзегезе считалось, что место «Книги пророка Иоиля» в составе собрания книг малых пророков, где она помещена между Книгами пророка Амоса и пророка Осии, должно указывать на время его служения, которое чаще всего исследователи относили к периоду правления иудейского царя Иоафама (около 740 – 731 гг. до н.э.). Авторы комментариев на его книгу считали Иоиля допленным пророком и современником либо пророка Осии, либо пророков Осии и Амоса. Во фрагменте комментария Ипатия Эфесского на «Книгу пророка Иоиля» содержится сопоставление описания голода при израильском царе Иораме (4 Цар. 7:12) с описанием нашествия саранчи в Иоил. 1:4. В «Пасхальной хронике» (первая половина VII в.) сообщается, что Иоиль пророчествовал во времена царя Езекии (около 715 – 687 гг. до н.э.) наряду с пророками Исаией, Осией, Амосом, Михеем и Наумом. У преподобного Ефрема Сирина сохранилось предание, что Иоиль родился на территории колена Рувимова, где и был погребён (предание воспроизводит Исидор Севильский). Оно содержится в различных версиях (приписываемых Дорофею, Ипполиту и Епифанию Кипрскому) псевдоэпиграфического сочинения «О жизни и смерти пророков» (около VII в. н.э.). В этом сочинении говорится, что Иоиль родился в городе Вефомороне на территории колена Рувимова, где и был похоронен. В рецензии Псевдо-Епифания сказано, что Иоиль происходил из селения Вифом. По  мнению исследователей, историческая достоверность этих сведений невелика; считается, что они восходят к традиции раннего иудаизма, воспринятой и переработанной христианскими авторами. В Синаксаре Константинопольской церкви (X в.) названо место рождения пророка Иоиля – Мефоморон. В Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского (оба – IX в.) память Иоиля исследователи встречают под 6 июля вместе с памятью пророка Исаии и под 13 июля вместе с памятью Ездры (назван тоже пророком). В Синаксаре Константинопольской церкви память Иоиля зафиксирована под 19 октября.

 



 
PR-CY.ru