ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 10

В правление Омри слух об Израильском царстве доходит даже до Ассирии, и оно в ассирийских текстах называется не иначе, как страною Омри или «страною дома Омри». Благодаря прекрасной организации армии Омри сделал себе подвластными те царства, которые со времён Соломона освободились от израильского ига. Основал и выстроил новую столицу («Шомрон» – Самарию), которая по красоте и великолепию почти не уступала Иерусалиму. Правление его и его сына Ахаба знаменует особенно блестящий расцвет Израильского царства. Чуждые до этого времени внешней цивилизации, израильтяне теперь открыли ей доступ в свою страну. Образцом для подражания израильтян становится Тир, который в то время (конец IX в. до н. э.) наиболее полно воплощал в себе финикийскую культуру и благодаря своему соседству с Израильским царством должен был оказать на него особенно сильное влияние. Роскошь, страсть к большим постройкам и колесницам для парадов и для войн и вообще промышленность проникают теперь в Израильские горы, где до того протекала пастушеская и земледельческая жизнь прошлых дней. В этом отношении особое место должно быть уделено Ахабу, вступившему, благодаря женитьбе на дочери сидонского царя Изебели, в особенно тесные сношения с финикийской цивилизацией и религией. Его веротерпимость доходила до полного религиозного синкретизма, и в его время израильская религия получила смешанный характер соединения национальной религии с религией Баала. Однако не только вера, но и весь строй израильской жизни был видоизменён на новый финикийский лад. Новой династии была свойственна любовь к непомерной роскоши и разгульной жизни. Старики недоброжелательно относились к этим реформам, направленным к обогащению только одного класса; им были дороже и милее нравы и законы прошлой, хотя и бедной эпохи (ср. историю Набота). Наряду с этим, династия Омри, и в частности Ахаб, сделали всё возможное для расширения и укрепления внешнего могущества Израильского государства и самих границ Палестины. Ему платили дань Моаб и Аммон; в царствование Ахаба удалось даже одержать победу над дамасским царём Бен-Гададом, что, однако, никаких особенных результатов израильтянам не дало – только был заключён союз, представлявший обеим договорившимся сторонам взаимные экономические выгоды. Далее Ахаб построил несколько городов, расширил Самарию, украсил дворец, который отец его начал строить, воздвиг дом из слоновой кости; благодаря его стараниям значительно разросся Изреель и стал как бы второй израильской столицей. Трагическая смерть Ахаба во время второй войны с Бен-Гададом, которую он вёл совместно с иудейским царём Иегошафатом, положила конец блестящей эре, связанной с династией Омридов.

 



 
PR-CY.ru