ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 4

Исследователи полагают, что слабый и безвольный Ишбошет недолго сопротивлялся бы, если бы Давид решил силой сместить его с престола, но за спиной Ишбошета стоял талантливый Абнер, душа достигнутого объединения, рабски преданный династии Сауловой, который не допустил бы слияния обеих частей израильского народа в одно государство под скипетром Давида. Кроме того, и самим израильтянам, по мнению исследователей, не нравилась мысль о слиянии двух царств, т.к. иудеи и прочие колена были чуждыми друг другу, как два народа, различные по своим историческим судьбам и по своему жизненному укладу. В продолжение же короткого времени их совместной жизни в царствование Саула они ещё не успели сойтись и изучить друг друга. Кроме того, остальных израильтян могло оттолкнуть от Давида то обстоятельство, что он находился в дружественных отношениях с филистимлянами (исконным врагом израильтян) и пользовался особым расположением филистимского царя Ахиша. Таким образом, один только вооружённый спор должен был решить вопрос о первенстве Давида или Ишбошета. «И была долгая война между домом Сауловым и домом Давидовым; и в то время как Давид всё более креп, дом Саулов все падал и беднел», – печально сообщает древний летописец; в действительности же эта гражданская война между Израилем и Иудой, или, вернее, между их царями, продолжалась только около двух лет (1051–1049 гг. до н.э.), в течение которых Давид одержал ряд побед над соединёнными израильскими коленами, признававшими власть Ишбошета. Преимущество Давида и Иудина колена, по своей численности составлявшего только треть израильтян, заключалась, прежде всего, в сильной сплочённости этого колена, тогда как среди прочих колен было немало враждебных друг другу элементов (так, например, эфраимиты неохотно признавали первенство вениаминитов, к которым принадлежал царь). Наконец, некоторую роль, по мнению исследователей, играло и то, что Давид уже был помазан Самуилом на царство над всем Израилем, тогда как Ишбошет был лишён этой божественной санкции и стал царём лишь благодаря усилиям Абнера. Однако после двухлетней борьбы Иудино колено под предводительством Иоаба захватило в свои руки много городов во владениях уделов Вениаминова и Данова. В это время на северо-западной границе владения этого колена уже доходили до Гибеона. Несчастный случай с Асаилом повлёк за собой новое и ещё более сильное ожесточение между противниками – и кровь родных братьев полилась теперь ручьями. Весь ужас создавшегося положения раньше других понял Абнер, который в начале одной стычки и обратился к Иоабу, начальнику Давидовой армии, с предложением прекратить взаимное избиение. Перемирие было заключено, и это перемирие в братоубийственной войне оказалось началом того мира, результатом которого стало объединение всех израильтян под властью Давида. И в этом случае заслуга принадлежала Абнеру, т.к. он убедил все колена, оставшиеся верными Сауловой династии, признать Давида царём над собой. Перемена в отношениях Абнера к Ишбошету произошла под влиянием недовольства последнего после того как Абнер осмелился жениться на Рицие, бывшей наложнице Саула, в чём, между прочим, исследователи видят дерзкое посягательство с его стороны на престол Саулов.

 



 
PR-CY.ru