ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО – специальное название для северного государства, которое образовалось после распадения еврейского народа на два царства – Иудейское и Израильское царства. Разделение состоялось вскоре после смерти Соломона, при его сыне Ровоаме. Причиной отпадения северных колен было как недовольство огромными налогами, которые взимались для удовлетворения неумеренно роскоши царей, так и их религиозный упадок под влиянием окружающих языческих народов. На этой основе и образовалось отчуждение между севером и югом. К северному (или Израильскому царству) отошло десять колен (больше двух третей всего населения), занимавших к тому же лучшую и плодороднейшую часть страны. Но за Иудейским царством осталась столица и в ней храм, главная национальная святыня. Вот почему Израильское царство при его кажущемся большом могуществе продержалось меньше Иудейского царства и вообще отличалось меньшей устойчивостью в своей внешней и внутренней жизни. Оно просуществовало 257 лет и имело около двадцати царей (Иервовоам, Нават, Вааса, Ила, Замврий, Амврий, Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас, Иеровоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей и Осия), по большей части ничтожных, навлекавших на свой народ всевозможные бедствия своим желанием играть несоответствующую политическую роль. Ложная политика привела Израильское царство в столкновение с могущественной Ассирией, цари которой безнаказанно грабили его, пока Саламансар не взял столицу Израильского царства Самарию (722 г. до н.э.; ныне рядом населённый пункт Сабастия, Иордания), после чего лучшая часть народа была уведена в плен, и Израильское царство прекратило своё существование. Возникновение Израильского (или, точнее, всеизраильского царства) произошло долгое время спустя после поселения израильтян в Палестине. Израильские колена, объединённые Иошуей в период вторжения и завоевания Ханаана, после его смерти снова распадаются на отдельные этнические единицы, подчас даже враждебные друг другу, и в таком состоянии они пребывают в течение всей эпохи Судей. Правда, в эту эпоху, столь характерную спорадическими набегами на израильтян различных соседних с Палестиной племён, например, моабитян, аммонитян и др., уже замечается от времени до времени частичное объединение некоторых колен (например, во время войны с Сисерой, мидианитами и др.), но оно носит случайный характер. Их объединяет или нравственная личность судьи, как, например, Дебора, или общая опасность, но со смертью судьи или минованием опасности идея солидарности снова теряет свою силу. Несомненно, на раздробленность израильских колен влияли как географический характер страны, так и отсутствие таких общих интересов, которые нужно было защищать объединёнными силами народа. Но как только история выдвинула перед этими коленами подобный общий интерес, начался процесс объединения, и результатом его стал израильский народ. Общий интерес заключался не в религии, как думают некоторые исследователи, потому что храм в Шило играл в то время незначительную роль и не мог служить для всех израильтян объединяющим центром; объединяющей силой оказался внешний враг – филистимляне и, по справедливому выражению Юлиуса Велльгаузена, Religion war damals Patriotismus, т.е. любовь к отечеству сыграла тогда ту роль, какую некоторые хотели приписать религии.

 



 
PR-CY.ru