ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - Страница 3

Душа несёт отпечаток высшей мудрости, но, когда душа оказывается в теле, это знание становится сокрытым. Божественная воля, неотделимая от Самого Бога, является источником жизни, но в то же время выступает в качестве посредника при творении. Она исходит от Бога и делает возможным бытие мира: посредством эманации Своей воли Бог творит универсальную материю и универсальную форму. Ибн Гебироль называет волю «действующим словом», «светом, через который мир начал быть», «первым светом» и т.д. Это «действующая сила», которая «ниспосылается… и проникает во всё», и «ни одна вещь не может не быть ею наполненной». Ибн Гебироль понимал волю как некую энергию, или силу, устрояющую мир в его разумности и структурированности и дающую ему жизнь. Как и Сам Бог, эта воля непостижима, но узнаётся по действиям. Чтобы сотворить мир, воля «объединяет» универсальную материю с универсальной формой посредством излияния «световых форм» на «субстрат» всеобщей материи; процесс творения непрерывен, он продолжается постоянно и на различных уровнях мироздания. Хотя существование Бога постижимо, Его сущность остаётся непознаваемой, к Нему не приложим никакой другой атрибут, кроме существования. Воля – это не атрибут Бога и не какая-то отдельная сущность, но парадоксальным образом – это Сам Бог. Таким образом Ибн Гебироль сохранял верность иудейскому монотеизму. У исследователей есть основания полагать, что на «Источник жизни» оказали определённое влияние «Послания Братьев чистоты» – энциклопедическое сочинение группы исламских учёных из Басры (X–XI вв.), учение еврейского философа Саадии Гаона (IX–X вв.), идеи неопифагорейцев и Плотина, почерпнутые из вторичных источников, хотя единственный философ, которого Ибн Гебироль называет в трактате по имени, – это Платон. Кроме того, исследователи не сомневаются в зависимости Ибн Гебироля от концепции «духовной материи», восходящей к Плотину, Проклу и хорошо известной в Средневековье «Книге о пяти субстанциях» Псевдо-Эмпедокла. В течение столетий Ибн Гебироля считали христианским или арабо-мусульманским философом. Его идея универсальности материи стала одной из центральных в школе христианской схоластики, развивавшейся францисканцами. Так, считая Ибн Гебироля христианским мудрецом, Вильгельм Овернский называл его «самым возвышенным среди философов», а Александр из Гэльса и его ученик Бонавентура с энтузиазмом восприняли его представление о том, что духовные субстанции состоят из материи и формы. Благодаря Иоанну Дунсу Скоту основная идея «Источника жизни» о материальности духовных субстанций была усвоена христианской философией.

 



 
PR-CY.ru