ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - Страница 2

По тексту «Fons vitae» исследователи не могут определить конфессиональную принадлежность автора, который даже не цитирует Библию. В основе трактата лежат две основные концепции: Божественной воли и всеобщей материи и формы. Материя и форма рассматриваются как основа бытия и источник жизни во всех сотворённых вещах, что и отражено в подзаголовке латинского перевода трактата – «De Materia et Forma». Текст разделён на пять частей: 1) о материи и форме в целом и об их онтологической взаимосвязи (здесь же рассматриваются материя и форма, присущие объектам чувственного восприятия); 2) о субстанции, лежащей в основе материального мира, так называемой духовной материи; 3) о доказательствах существования «простых субстанций» (substantiae simplices; ума, души, природы), или посредников между Богом и материальным миром, промежуточных субстанций между вечным и временным, бесконечным и конечным; 4) о доказательствах того, что эти «простые», или «умопостигаемые, субстанции» также состоят из материи и формы; 5) об универсальной материи и универсальной форме. Учение Ибн Гебироля исследователи обобщают следующим образом. Во-первых, всё сотворённое состоит из материи и формы. Во-вторых, данное утверждение верно как для материального мира (substantiis corporeis sive compositis), так и для мира духовного (substantiis spiritualibus sive simplicibus), который служит связующим звеном между первой субстанцией (essentia prima), или Божеством, и материальным миром (substantia, quae sustinet novem praedicamenta – субстанцией, разделённой на девять категорий). В-третьих, материя и форма всегда и повсюду пребывают в отношениях «носителя» и «носимого», субстрата и свойства, или атрибута. Основной тезис Ибн Гебироля заключается в том, что одна и та же материя присутствует во всей Вселенной, от самых высших духовных сфер до самых низших материальных. Хотя чем ниже, тем она более «замутнённая» и «уплотнённая», но это одна и та же «materia universalis» – субстрат всего мироздания. Один из наиболее увлечённых идеями Ибн Гебироля мыслителей эпохи Возрождения, Джордано Бруно, считал, что в определённом смысле Самого Бога можно считать этой всеобщей материей: «Материя есть начало, необходимое, вечное и божественное, как полагал мавр Авицеброн, называвший её Богом, находящимся во всех вещах». Согласно Ибн Гебиролю, всё существующее можно свести к трём категориям: первая субстанция (Бог); материя и форма, мироздание; воля как посредник между ними. Структуре Вселенной соответствуют и «три всеобщих вида знания» – знание материи и формы, воли и первой субстанции, или Бога. Если собственно прямое познание Бога, Его воли и универсальных материи и формы невозможно, Ибн Гебироль, следуя платоновской идее знания как «припоминания», утверждает, что познание означает максимальное уподобление духовным субстанциям, «наслаждение в непосредственной близости от Совершенного Блага».

 



 
PR-CY.ru