ИШТАР - Страница 6

Центр культа Атаргатис находился в Иераполисе, в Северной Сирии, затем её почитание распространилось в Месопотамии, Сирии, Палестине и Западном Средиземноморье, где Иштар была известна под именем «Сирийская Богиня». Исследователи полагают, что в Египет культ Иштар был привнесён во время вторжения гиксосов (середина XVII в. до н.э.). Первые упоминания об Иштар исследователи относят к периоду правления Аменхотепа II (около 1438/1436 – 1412 гг. до н.э.). В «Споре Гора и Сета» Анат и Иштар – дочери Ра, выданные замуж за Сета. В магическом папирусе нового царства Анат и Иштар описываются как «две великие богини, которые были беременны, но не рожали». В так называемом Папирусе Астарты богиня – дочь Птаха, которую требует себе в жёны морской бог. В Египте культ Иштар представлен, в первую очередь, в военном аспекте. Так, в надписи Рамсеса III фараон говорит об Иштар и Анат как о своём щите. Иштар была военной покровительницей фараонов Аменхотепа II, Тутмоса IV и защитницей город Пер-Рамсес, основанного Рамсесом II. В искусстве Нового царства Иштар обычно изображали вооружённой, в короне Атеф (головной убор, связанный с культом Осириса и царской властью) и верхом на коне. На Уинчестерской стеле (ныне утрачена) Иштар представлена на льве (как в Месопотамии), что сближает это изображение с египетскими изображениями Кадеш и Анат. Храм Иштар в эллинистическом Египте располагался в Мемфисе, к югу от храма Птаха, в мемфисском Серапеуме были также святилища богини, обставленные подобно помещениям, посвящённым культу бога Беса. Исследователям известны также святилища в Пер-Рамсесе, Файюме, Эдфу и в 17 других городах. В еврейской Библии Иштар упоминается девять раз. Исследователи традиционно предполагают, что огласовка является следствием намеренного искажения со стороны масоретов по ассоциации со словом «стыд, позор» (подобная эксплицитная замена характерна и для имени бога Ваала). Однако не все современные исследователи согласны с этой точкой зрения. Как правило, библейские авторы упоминают Иштар во мн. ч. вместе с Ваалом (Суд. 2:13), Ваалами (Суд. 10:6; 1 Цар. 7:4; 12:10) или «чужими богами» (1 Цар. 7:3). По мнению исследователей, такое употребление, скорее всего, предполагает, что этот термин использовался как общее обозначение всех языческих богинь. В 2 Цар. 11:5 и 33, где описывается, как Соломон сооружал храмы для божеств, которым поклонялись его иноземные жёны, Иштар называется «богиней жителей Сидона». О разрушении Иосией построенного Соломоном храма Иштар в окрестностях Иерусалима повествуется в 2 Цар. 23:13, где она также называется «мерзостью сидонской». Исследователи считают весьма вероятным, что Иштар скрывается за эпитетом «царица небес», встречающимся в описании культа неназванной богини в Иудее (Иер. 7:18) и среди евреев Патроса в Египте (Иерю. 44:17–19, 25). Во Втор. 7:13; 18:15; 28:4 употребляется словосочетание, которое традиционно интерпретируется как «преумножение твоего мелкого скота» (в параллелизме с – «приплод твоего крупного скота»). В еврейской лексикографии слово «Астарта» трактуется как имя нарицательное (изобилие, умножение), однако исследователи едва ли могут сомневаться в том, что оно изначально связано с именем Иштар.



 
PR-CY.ru