ИШТАР - Страница 4

В старовавилонской копии гимна Иштар, который приписывается Энхедуанне (Inana C), говорится, что прерогатива Иштар – превращать мужчин в женщин, а женщин – в мужчин. Подобным образом в новоассирийских проклятиях содержится призыв к Иштар, «госпоже боя и брани», обратить мужчин, врагов Ассирии, в женщин. Сущность самой Иштар также андрогинна. В шумерском гимне Inana I Иштар говорит о себе: «Когда я сижу в таверне, я женщина (и одновременно с этим) ликующий юноша». Схожим образом в упомянутом выше гимне эллинистического времени от имени богини говорится: «Я женщина, (но также и) благородный юноша». В некоторых мифах Иштар свойственны хтонические черты. Так, в «Нисхождении Инанны» и в «Эпосе о Гильгамеше» богиня грозит сломать ворота преисподней и выпустить мёртвых, чтобы те пожрали живых. На демоническую сущность Иштар указывает Гильгамеш, когда богиня предлагает ему стать её супругом. Герой описывает печальную участь возлюбленных богини (Думузи, птицы аллаллу, льва, коня, пастуха и садовника Ишуллану), чем вызывает её гнев. В месопотамских источниках хорошо засвидетельствована связь Иштар с войной и разрушением. Так, в шумерском гимне Inana I богиня говорит о себе: «Когда я стою у устья битвы, я – предводительница всех стран; когда я стою в центре сражения, я – нутро битвы, геройство; когда я продвигаюсь в тыл битвы, я – потоп, несущий…» Эпитет Иштар «госпожа битвы и сражения» встречается, в частности, в эпилоге «Законов Хаммурапи». Покровительство военным действиям – важный аспект образа Иштар Арбельской, культ которой был центральным в идеологии Новоассирийской империи. Наиболее ранним символом богини (IV–III тыс. до н.э.) были штандарты в виде загнутых связок тростника. Со средневавилонского времени (вторая половина II тыс. до н.э.) основным атрибутом богини стала восьмиконечная звезда. В антропоморфном виде Иштар изображалась в виде вооружённой женщины в длинном одеянии и шлеме с рогами, с булавами и изогнутыми мечами за плечами или на поясе. В руках богиня могла держать лук, пучок молний, какое-либо оружие или кольцо. Иштар могла также изображаться сидящей на троне, стоящей на одном или нескольких львах, иногда крылатых и запряжённых в колесницу (Иштар как вооружённая, так и без оружия). Исследователи предполагают, что многочисленные изображения обнажённых богинь могут также относиться к Иштар, однако какие-либо письменные подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Наиболее ранние свидетельства культа Иштар в Сирии происходят из Эблы досаргоновской эпохи (XXV–XXII вв. до н.э.).

 



 
PR-CY.ru