ИШТАР - Страница 3

Ритуал, одним из элементов которого было совокупление в храме царя и жрицы богини, символизировал сакральный союз между правителем и Иштар, сулящий благополучие и процветание его стране. Сходные представления отражены в шумерской поэме «Энмеркар и Господин Аратты», где два правителя борются за благосклонность богини, которая выражается в политическом и экономическом превосходстве над соперником. В эпизоде сватовства Иштар к Гильгамешу (VI таблица «Эпоса о Гильгамеше») богиня в обмен на супружество обещает Гильгамешу власть над миром и процветание. Иштар считалась покровительницей блудниц. Так, в одном гимне эллинистического периода Иштар говорит о себе как о блуднице: «Когда я сижу у входа в таверну, я, Инанна, любящая блудница». В «Эпосе о Гильгамеше» Иштар собирает блудниц, чтобы оплакивать гибель Небесного быка, убитого Гильгамешем и Энкиду. В «Эпосе об Эрре» Урук описан как обитель Ану и Иштар и город блудниц, которых та лишила мужей. Подобные эпитеты Урука встречаются и в «Эпосе о Гильгамеше». Одна из многочисленных категорий блудниц носила название «принадлежащая Иштар». Исследователи полагают, что некоторые блудницы служили при храмах богини, принося им доход, однако в месопотамских источниках нет подобных свидетельств. В части труда, посвящённого Вавилону, Геродот писал о том, что каждая женщина раз в жизни должна была отправиться в храм «Афродиты» и предложить себя выбравшему её чужестранцу за монету, которая считалась «священной». Подобное описание есть и в Послании Иеремии (Иер. 42–43). Исследователи полагают, что данный сюжет восходит к одному источнику, достоверность которого сложно оценить. С культом Иштар связаны такие профессиональные (и социальные) категории, как кугарру и ассинну, а также исполнители плачей кулy'у. В «Мифе о нисхождении Инанны» повествуется о том, как кугарру и галатура (в шумерской версии мифа) и кулy'у или ассинну (в аккадской) были специально созданы, чтобы спасти Иштар из подземного царства. Представители этих категорий были женственными мужчинами, и многие свидетельства говорят в пользу того, что им было свойственно занятие гомосексуальной проституцией, хотя прямых указаний на это нет. В «Эпосе об Эрре» после блудниц упоминаются кугарру и ассинну храма Эанна, «чью мужественность Иштар превратила в женственность, чтобы внушить людям страх» и которые «постоянно совершали з(апретное), чтобы веселить сердце Иштар».

 



 
PR-CY.ru