ИТУРЕЯ - Страница 2

Это относится и к храму римского периода в Маджаль-Анджаре, который построен в соответствии с семитскими традициями храмового строительства и похож на многие другие храмы, обнаруженные в районе расселения итуреев и на Хермоне. В Баальбеке, который считается главным культовым центром итуреев эллинистического и римского периодов, исследователи обнаружили три храма, посвящённые Юпитеру, Вакху и Венере. Исследователи полагают, что эти храмы были воздвигнуты на местах древних святилищ, в частности, на месте почитания Баал-Хадада (благодаря чему место и получило название Баальбек), идентифицированного с Гелиосом при Александре Великом, благодаря чему возникло второе название города – Гелиополь, а в римский период – либо с Юпитером, либо с Вакхом-Дионисом. Итурейский Баальбек мог быть центром почитания так называмой итурейской триады: Хадада (Вакха-Диониса), Атаргатис (Венеры) и Ваала (Юпитера). Об особом почитании Юпитера Гелиопольского свидетельствуют латинские и греческие надписи, оставленные солдатами-итуреями, которые служили в римских вспомогательных войсках в разных частях империи. В 380 г. н.э. храм Юпитера был разрушен по приказу императора Феодосия, а главный культ переместился в храм Вакха (разрушен в 554 г.). После этого итуреи ограничились только домашним богопочитанием; окончательно итурейский культ исчез при императоре Тиберии II, по приказу которого язычники Баальбека были истреблены. Об истории государственности в Итурее исследователям известно только из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, сообщения которого отрывочны и охватывают лишь греческий и римский периоды. Исследователи предполагают, что в персидский период Итурея была частью сатрапии Карнаим, а при Александре её жители стали частью смешанного населения империи. Не упоминается Итурея и в Маккавейских книгах, хотя, если верить Иосифу Флавию, к этому времени итуреи уже перестали быть кочевниками, создали собственное государство и активно вмешивались в политику сопредельных государств. Одно из первых упоминаний об итуреях у Иосифа Флавия – рассказ об их обрезании при хасмонейском царе Аристовуле. Обрезание, скорее всего, не было насильственным, хотя мнения современных исследователей по этому вопросу расходятся. Этот акт, по мнению исследователей, укрепил господство хасмонеев в Галилее и остановил итурейскую экспансию на юг, но не лишил итуреев независимости. Вторым поводом для столкновения с хасмонеями стали набеги итуреев на Дамаск, для предотвращения которых царица Саломея Александра около 70 г. до н.э. отправила Аристовула II в поход против итурейского царя Птолемея Менная; поход, однако, не имел результатов. Эти столкновения не привели к конфронтации итуреев с иудеями. Более того, завоевание Помпея, разорившего Итурею и захватившего Иудею в 63 г. до н.э., заставило их стать союзниками: после того как сторонники Помпея отравили Аристовула II, его дети, кроме казнённого Помпеем Александра, нашли убежище у Птолемея Менная в Халкиде (последний даже предпринял попытку вернуть власть в Иудее сыну Аристовула II Маттафии Антигону).

 



 
PR-CY.ru