ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН - Страница 4

Илия также изучал тексты лурианской каббалы, особенно популярной в то время, в частности, в хасидизме. Он стремился выдвинуть на первый план простое, буквальное понимание написанного, хотя, по словам его учеников, за этим «простым смыслом» он стремился сберечь эзотерическое значение соответствующего мистического текста. Приверженностью каббале исследователи объясняют непринятие Илиёй воззрений Маймонида, отрицавшего действенность призывания божественных имён, влияния амулетов и заклинаний, т.е. практической каббалы, которой Илия увлекался ещё в юности. Вместе с тем Илия считал, что занятия каббалой возможны только для того, кто строго соблюдает заповеди и уже стал знатоком Торы и Талмуда. Согласно мнению Илии, человек может войти в мир мистики, только обладая совершенством знаний и поведения, экзальтация и безудержный энтузиазм, которые он видел в хасидизме, не способствуют познанию основ мистики. При жизни Илии не было опубликовано ни одно из его произведений. Ему приписывается около 70 сочинений и комментариев. Лишь немногие труды (комментарий к «Шулхан Аруху», фрагменты комментариев к Писанию и др.) были написаны его рукой, большинство же были восстановлены его сыновьями и учениками по обрывочным записям на листах бумаги и на полях книг. Илия составил комментарии почти ко всем книгам Священного Писания, к некоторым книгам Мишны, к мидрашам (Мехилта, Сифра, Сифре) и агаде. Наиболее значимыми его произведениями исследователи считают: «Адерет Элияху» – комментарий к Пятикнижию, опубликованный в сборнике «Hamishah humshe Torah». Dubrowna, 1804 г.; комментарии к книгам Пророков и Писаниям (Притчей, Ионы, Аввакума, Паралипоменон, Песни Песней и др.), опубликованные с 1798 по 1854 гг.; комментарий к трактату Авот (Shklov, 1804 г.); комментарии к четырём разделам «Шулхан Аруха» (1803–1858 гг.); «Дикдук Элияху» (грамматика иврита, Vilno, 1833 г.). Его комментарии к каббалистическим сочинениям «Сефер йецира», «Бахир», Зохар, «Тикуне ха-Зохар» и др. оказали огромное влияние на многих религиозных мыслителей XIX–XX вв. Наиболее известным собранием изречений Илии является книга «Маасе Рав» («Изречения учителя»), составленная Иссахаром Бэром из Вильны (Zolkiew, 1808 г.).



 
PR-CY.ru