Словарь по иудаизму И ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН

ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН

ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН, Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т.е. Гаон рабби Элияху (1720–1797 гг.) – талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма. Среди его предков были многие известные знатоки еврейской традиции, в том числе раббе Моше Ривкес. Уже в раннем возрасте у Илии были обнаружены способности к учёбе. В семь лет, изучая Талмуд с раббе Моше Маргалиотом, автором комментария к Иерусалимскому Талмуду, Илия выучил несколько талмудических трактатов. После достижения десяти лет он продолжил изучать традицию самостоятельно, помимо Торы и Талмуда уделяя особое внимание каббале, а также астрономии и математике, по его мнению необходимым для более полного понимания еврейской религии. Женившись в 18 лет, Илия через некоторое время отправился в путешествие по общинам Польши и Германии. В 20-летнем возрасте его познания были столь обширными, что многие раввины обращались к нему за помощью в решении вопросов галахи. Всю жизнь Илия изучал Священное Писание и иудаизм; не получив традиционного образования в иешиве, он был свободен от устоявшихся и общепризнанных мнений, но при этом его решения и суждения не выходили за рамки традиционных норм. С 1745 г. он поселяется в Вильно (1795–1920 гг. – Вильна) и, отказавшись занять пост раввина, занимается изучением и комментированием Талмуда, каббалистических текстов. Вскоре Илия стал духовным лидером литовского еврейства. Община, уважая его учёность и праведную жизнь, выплачивала Илии до кончины денежное содержание, во много раз превосходившее жалованье самых титулованных раввинов. Илия отличался скромностью и бескорыстием, вёл уединённую жизнь, изучая Тору. Он старался не выносить вердиктов и не давать рекомендаций, считая своё мнение недостаточно весомым. Аскетизм Илии выделял его среди еврейских учителей. После достижении сорока лет он стал преподавать ближайшим ученикам грамматику иврита, объяснять смысл Писания, Мишны, мидрашей, уделяя особое внимание Иерусалимскому Талмуду. Среди них были такие известные в дальнейшем знатоки традиции, как Хаим Воложинер и братья Менахем Мендель и Симха Буним из Шклова. Занятия проходили в специально устроенной для этого молитвенной комнате. Своё глубокое убеждение, что в изучении Торы заключается вся жизнь религиозного еврея, он стремился привить своим ученикам. Впоследствии раббе Хаим Воложинер основал так называемую Воложинскую иешиву, ставшую центром раввинской учёности XIX в. Илия зарекомендовал себя последовательным и непримиримым противником хасидизма – религиозного движения в иудаизме, возникшего во второй четверти XVIII в. на территориях современной Польши, Литвы, Украины и Белоруссии, которое, с его точки зрения, могло привести к расколу в еврействе, как это произошло веком раньше в связи с появлением лжемессии Саббатая Цеви. Илия, считая хасидов прямыми наследниками саббатианства, использовал свой авторитет для борьбы с ними.

 



 
PR-CY.ru