ИОСИЯ - Страница 7

Одна из пластин содержит текст (строки 7–13), близкий к тексту Ааронова благословения из книги Числа: «”Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!” “Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!” “Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!”» (Числ. 6:24–26). Другая – текст (строки 1–6), практически совпадающий с текстом Второзакония: «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9; ср. также: Исх. 20:6; Втор. 5:10). Судя по всему, эти тексты, по мнению исследователей, использовались в погребальном обряде, что позволяет им говорить об успехе реформ Иосии и о принятии чистого монотеизма частью иудейского общества. Современные археологические исследования на горе Гевал дали исследователям материал, который они могут использоватьв дискуссии о датировке книги Второзаконие, происхождение которой в библейской критике связывалось с реформой Иосии (подробнее см. в ст. Второзаконие). В 1982–1987 гг. под руководством Адама Зерталя на горе Гевал был исследован жертвенник, датируемый не позднее серединой XIII в. до н.э., т.е. началом железного века. Повеление поставить жертвенник на горе Гевал встречается именно во Второзаконии (27:1–9), а в Книге Иисуса Навина, традиционно относимой к девтерономической (отражающей основные идеи богословия книги «Второзаконие») традиции, сказано об исполнении повеления (Нав. 8:30–33). Несмотря на отсутствие аналогичных построек этого времени (исследователи высказывали предложение отождествить его с «башней Сихемской» – Суд. 9:49), ряд археологов считают этот объект жертвенником раннего железного века. В засыпке алтаря найдено большое количество костей с точки зрения предписаний Ветхого Завета чистых жертвенных животных мужского пола годовалого возраста (ср.: Лев. 1:1–3). Учитывая, что в филистимских и хананейских жертвенниках железного века исследователи находят большое количество свиных костей, это жертвенник, судя по всему, израильский. Поскольку следов позднейшего использования алтаря в течение всего железного века не найдено, исследователям трудно допустить возникновение этой традиции в Иерусалиме в конце периода разделённых царств. Кроме того, они также считают сомнительным, чтобы поздний писатель периода Иосии создал историю о столь важном событии, как возобновление завета, вне Иерусалима, на территории колена Манассии, если бы он продвигал идею централизации культа в Иерусалиме. На проведение реформ Иосия мог быть вдохновлён постановлениями Второзакония, однако некоторые учёные считают невозможным уверенно отождествить найденную при нём «Книгу закона» с Второзаконием или с его частью.



 
PR-CY.ru