ИОСИЯ - Страница 5

Также высоко оценивалась деятельность Иосии и в последующей традиции (ср.: Сир. 49:1–3). В археологической терминологии время правления Иосии соответствует концу периода железного века II (с подразделениями В и С в Иерусалиме, слой 10 в городе царя Давида). В результате раскопок в еврейском квартале Иерусалима и в целом на территории Иудеи было найдено большое количество глиняных фигурок женского божества, по всей вероятности, Ашеры или Астарты, которые использовались в качестве магических амулетов, сопровождающих рождение детей. Также в домах и захоронениях было найдено много культовых сосудов (в том числе с изображением человека, поклоняющегося древу, – символу Астарты), курильниц, рогатых жертвенников, зооморфных статуэток (так называемых солнечных коней – фигурок лошадей с дисками на лбу). Эти находки отражают духовное состояние иудейского общества этого времени и соотносятся с повествованием Священного Писания о распространённости финикийского культа Астарты и ассирийских астролатрических культов (см.: 4 Цар. 23:1–5; также: Иер. 44:17–19 и др.). Особый интерес для исследователей представляют археологические свидетельства борьбы Иосии против языческих культов. Фигурки «солнечных коней» встречаются неповреждёнными только в захоронениях, в прочих случаях они, как правило, расколоты. В иудейской крепости железного века в Араде обнаружен существовавший там с X в. до н.э. небольшой храм, который включал двор, святое и так называемое Святое Святых с аналогичной Иерусалимскому храму восточно-западной ориентацией. Здесь найдены три небольших (около 0,5 м) жертвенника, стела, жертвенник для всесожжения во дворе. Жертвоприношения в храме прекращаются приблизительно во время реформ Иосии. В задней комнате храма были найдены остраконы с известными из Ветхого Завета именами священников Меремофа (1 Езд. 8:33 и др.) и Пасхора (Иер. 20:1 и др.). По мнению исследователей, остраконы использовались в качестве жребия для определения очерёдности служения левитских родов в неканонических святилищах (4 Цар. 23:8–9). Жертвенник в Вефиле перестаёт существовать в конце ассирийского периода. Однако после завоевания вавилонянами Иудеи святилище в Бет-Эле было восстановлено и существовало в течение всего персидского периода, что, по мнению исследователей, свидетельствует о сопротивлении жителей реформам Иосии. Сохранились другие следы такого сопротивления.

 



 
PR-CY.ru