ИОСИЯ

ИОСИЯ – шестнадцатый иудейский царь (около 640/639 – 609/608 гг. до н.э.; 4 Цар. 22:1; 2 Пар. 34:1). Его имя, как полагают исследователи, означает «даст (дарует) Господь» или «поддержит (укрепит) Господь». Иосия был возведён на трон в возрасте восьми лет так называемым народом земли, т.е. полноправными иудейскими землевладельцами, после того как его отец иудейский царь Амон был убит приближёнными (4 Цар. 21:24; 2 Пар. 33:25). Имя матери Иосии – Иедида, дочь Адаии из Боцкафы (4 Цар. 22:1). Правление Иосии совпало с резким ослаблением Ассирийского царства. В 627/626 г. до н.э. против Ассирии, ослабленной гражданской войной, вспыхнуло восстание в Вавилоне во главе с халдейским князем Набопаласаром; к 616 г. до н.э. он овладел всей Вавилонией. Мидия и халдейский Вавилон атаковали центральные города Ассирии: в 614 г. мидийское войско царя Киаксара (625/624 – 585/584 гг. до н.э.) захватило Ашшур, в 612 г. до н.э. под ударами мидийцев и вавилонян пала столица Ассирии Ниневия, в 610 г. до н.э. Набопаласар захватил Харран. Пользуясь политической обстановкой, Иосия значительно расширил границы Иудеи на север, овладев обширными территориями бывшего Израильского царства; захватил Вефиль и города Самарии (4 Цар. 23:15–20), «города Манассии, и Ефрема, и Симеона и... до колена Неффалимова» (2 Пар. 34:6–7). Под контроль Иудеи попали также значительные области Филистии, включая прибрежную зону. Археологические раскопки фиксируют поселения иудеев в оазисах Айн-Фешха и Эн-Геди на берегу Мёртвого моря, возникшие в этот период. При Иосии значительно расширился Иерусалим, особенно в западном направлении, где на склонах холмов возводилась новая стена, активно застраивались кварталы Мишне и Махтеш, появившиеся в городе, очевидно, при царе Езекии; в этих кварталах проживали преимущественно ремесленники и торговцы. В Библии содержится две версии религиозных преобразований, проведённых Иосией: в 4 Цар. 22:1–23:28 и в 2 Пар. 34:1–35:19. Согласно четвёртой Книге Царств, в восемнадцатый год правления Иосии (около 622/621 г. до н.э.), во время ремонтных работ в Иерусалимском храме (ср. рассказ 4 Цар. 12 об аналогичных работах, инициированных ранее иудейским царём Иоасом), была обнаружена «Книга закона» (букв. – «учения»), называемая также «Книга завета» (4 Цар. 23:2–3, 21; ср. также: 2 Пар. 34:30–31). Её содержание побудило Иосию к проведению в том же году религиозных преобразований в стране. Царь и «весь народ» обновили завет пред Господом, обязуясь следовать Его слову и соблюдать Его законы, засвидетельствованные в «Книге завета». По повелению Иосии Иерусалимский храм был очищен от предметов хананейской обрядности и астральных культов; по всей стране не только запрещались языческие служения жрецов-идолопоклонников, и истреблялась соответствующая культовая атрибутика и символика, но и осквернялись жертвенные высоты, на которых совершали служения иудейские священники (это подтверждают и археологические раскопки; в частности, вероятно, именно тогда было разрушено святилище в Араде, существовавшее с X в.).

 



 
PR-CY.ru