ИОРАМ - Страница 2

Иорам (около 852 – 841 гг. до н.э.) – девятый израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия (4 Цар. 1:17–8:16; 8:25; 8:28–9:26; 9:29; 2 Пар. 22:5–7). Около 850 г. до н.э. он попытался восстановить власть над Моавом, который отложился от Израиля после смерти царя Ахава (4 Цар. 1:1, 3:5), его поддержали иудейский царь Иосафат и эдомитяне (как полагают исследователи, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар. 22:47; ср. 4 Цар. 8:20–22; 2 Пар. 21:8–10). Несмотря на первоначальный успех, эта коалиция потерпела поражение. В 4 Цар. 6:8–7:20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования Иорама. Около 841 г. до н.э. Иорам попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске (Венадад II был убит, а его убийца Азаил провозгласил себя царём), чтобы отнять у сирийцев при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, Рамоф Галаадский. В ходе сражения Иорам был ранен и возвратился в Израиль, в город Изреель; войска же оставались у Рамофа Галаадского под началом Ииуя, который в то время был помазан на царство по повелению пророка Елисея, враждебно относившегося к Иораму (см.: 4 Цар. 3:13 сл., ср.: 6:31 сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью которого должно было стать полное искоренение культа Ваала, широко распространившегося в Израиле в правление Иорама (прежде всего, благодаря усилиям его матери, финикиянки Иезавели), и против чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили Иорама, его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию (4 Цар. 9:24–28; 2 Пар. 22:5–9; ср. Ос. 1:4–5; 3 Цар. 19:17; 4 Цар. 9:6–10, 30–37). Тело Иорама было брошено на поле Навуфея во исполнение пророчества пророка Илии об уничтожении дома Ахава (3 Цар. 21:21–24). О событиях, связанных с умерщвлением Иорама и Охозии, по мнению исследователей, говорится в арамейской надписи на стеле из Тель-Дана (араб. Телль-эль-Кади; вторая половина IX – начало VIII вв. до н.э.), согласно которой виновником их гибели является сирийский царь, предположительно Азаил: «(…Я убил Ио)рама, сына (Ахава), царя Израиля, и (я) убил (Охоз)ию, сына (Иорама, ца)ря (из) дома Давида. И я превратил (города их в руины и сделал) землю их (пустыней…)». Исследователи предполагают, что Азаил рассматривал убийство Иорама и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию (А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог считать Ииуя своим агентом). Нашествие царя Азаила и его победу предрёк Азаилу Елисей, который свободно пророчествовал наряду с другими пророками Господа во времена Иорама (4 Цар. 8:7–15; ср. также: 3 Цар. 19:17; 4 Цар. 10:32–33). Согласно 4 Цар. 3:2–3, Иорам пытался начать борьбу с поклонением Ваалу, особо распространившимся в Израиле в правление его родителей Ахава и Иезавели и его брата Охозии, вероятно, предполагая вернуться на государственном уровне к культу, установленному в Израиле Иеровоамом I после отделения северных колен от Иерусалима.



 
PR-CY.ru