ИЕРОВОАМ I - Страница 2

Большинство исследователей считают стихи 3 Цар. 3:3, 13, упоминающие об участии Иеровоама I в собрании, позднейшим добавлением. Исследователи находят символичным, что восшествие на престол Иеровоама I формально весьма похоже на воцарение Саула, чему также предшествовали пророческое избрание и одобрение народа. Между Ровоамом и Иеровоамом I произошёл вооружённый конфликт из-за пограничных территорий (3 Цар. 14:30), в результате которого Ровоаму удалось установить контроль над большей частью территории колена Вениаминова. Взойдя на престол, Иеровоам I начал работу по созданию религиозно-политической системы нового государства, первой столицей которого стал древний ханаанский город Сихем. Иеровоам I заново отстроил город, но затем внезапно покинул его (3 Цар. 12:25), перенеся столицу в Заиорданье, в Пенуэл. Исследователи полагают, что уход Иеровоама I из Сихема был отступлением перед вторгшимися в Иудею, а затем в Израиль войсками фараона Шешонка (около 915 г.), или он мог быть вызван религиозным конфликтом среди жителей города. В конце правления Иеровоама I по неизвестным причинам столица вновь была перенесена, на этот раз в другой древний ханаанский город Фирцу (около 11 км к северо-востоку от Сихема; 3 Цар. 14:17; 15:33). Иеровоам I сохранил прежний административный аппарат, при этом изменил систему налогообложения и запретил использование рабского труда соотечественников. Лояльные к Южному царству руководители были отстранены. Согласно свидетельству так называемого Самарийского остракона (VIII в.), разработанная Соломоном система административных округов в Северном царстве осталась без изменений. Одной из главных задач Иеровоама I было воссоздание официальной государственной религии. В рамках своей реформы Иеровоам I построил «священные высоты» (синодальный перевод: «капище на высоте» – 3 Цар. 12:31). Разрыв с иерусалимской богослужебной практикой был закреплён постановлением Иеровоамом I отмечать праздник кущей в пятнадцатый день восьмого месяца (а не в пятнадцатый день седьмого месяца, как это было принято в Иерусалиме; 3 Цар. 12:32–33), что означало возврат к аграрному календарю, принятому ранее на севере. Иеровоам I отстранил левитов от священнического служения (3 Цар. 12:31b; 2 Пар. 11:13–17), поскольку уже при царе Давиде они были включены в административный аппарат государственного управления, и «поставил из народа священников» (3 Цар. 12:31; 13:33). В качестве альтернативы Иерусалимскому храму Иеровоам I восстановил два древних святилища в Вефиле и Дане, которые были связаны с культом эпохи патриархов (Быт. 12:8; 13:3; 28:19) и судей (Суд. 18). Иеровоам I установил в них статуи золотых тельцов (3 Цар. 12:28–31), которые служили символами божественного присутствия в Израиле (3 Цар. 12:28; ср.: Исх. 32).

 



 
PR-CY.ru