ИОАС - Страница 3

Во второй книге Паралипоменон положительная оценка деятельности Иоаса ограничена временем, пока был жив священник Иодай (2 Пар. 24:2). Большинство комментаторов считают, что дополнительный материал о правлении Иоаса в этой книге Ветхого Завета обладает большей исторической достоверностью. В раввинистической литературе усиливается критика Иоаса, который «объявил себя Богом» и заставил народ служить себе. Иоас пролил невинную кровь Захарии (он был не просто священником, но пророком и судьёй) в субботу рядом с жертвенником. Исследователи полагают, что общее негативное отношение к царям из рода нечестивой Гофолии послужило причиной того, что Иоас вместе с царями Охозией и Амасией не был включён евангелистом Матфеем в генеалогию Иисуса Христа (Мф. 1:8). Именно из-за резко отрицательной оценки деятельности Иоаса в иудейской традиции многие исследователи считают, что в Мф. 23:35 говорится об убийстве священника Захарии по приказу Иоаса. В 1998 г. израильский археолог Н. Нааман высказал предположение, что рассказ о реставрации Иоасом храма должен был базироваться на некой надписи. В январе 2001 г. в Иерусалиме при невыясненных обстоятельствах была обнаружена на плитке из аркозового песчаника размером 30×60 см так называемая надпись царя Иоаса. В её тексте упоминается реконструкция храма, предпринятая Иоасом (4 Цар. 12). 18 июня 2003 г. израильское Управление по делам древностей на основании собственного расследования официально признало эту надпись подделкой. Недоверие к надписи основано на том, что её обнаружение связано со скандально известным антикваром Э. Голаном, на которого было заведено уголовное дело за изготовление поддельных артефактов. Специалист по еврейской эпиграфике И. Наве из Еврейского университета на основании анализа текста надписи пришёл к выводу, что начертания букв носят смешанный характер и составлены из образцов еврейского, арамейского и моавитского письма IX–VII вв. до н.э. Многие исследователи отмечают существенные ошибки в написании и терминологии, считают надпись подделкой (подделкой называют надпись специалисты по еврейской эпиграфике Х. Мисгав, Ш. Ахитув, А. Горовиц, И. Эфаль; при этом ряд учёных отстаивают лингвистическую достоверность текста надписи). Анализ остатков патины, покрывавшей надпись, с помощью метода ускорительной масс-спектрометрии даёт исследователям основания для вывода о её подлинности, однако анализ изотопного состава атомов кислорода патины не подтверждает этот вывод (споры относительно подлинности этого артефакта ведутся и в настоящее время).

 



 
PR-CY.ru