ИОАС

ИОАС – имя двух ветхозаветных царей эпохи разделённого царства.

Иоас (около 835 – 796 гг. до н.э.) – девятый иудейский царь, сын царя Охозии от Цивии из Вирсавии (4 Цар. 11–12; 2 Пар. 22:10–24:27); другой вариант его имени – «Господь даровал» (4 Цар. 12:1 по Месопотамскому Талмуду). Согласно 4 Цар. 12:1, Иоас правил сорок лет; существуют разные даты его правления: 837–800 гг. или 832–793 гг. до н.э. После смерти царя Охозии его мать Гофолия приказала предать смерти всех его потомков – законных претендентов на трон и провозгласила себя царицей Иудеи (4 Цар. 11:1). Избежать смерти удалось только Иоасу, которого младенцем спрятала при храме его тётка Иосавеф, жена первосвященника Иодая (2 Пар. 22:11). Исследователи полагают, что Иодай был регентом при малолетнем царевиче. По мнению исследователей, избежать преследования царицы помогло усыновление Иоаса первосвященником. Иоас воспитывался при храме в течение шести лет; в возрасте семи лет при поддержке военачальников, придворных телохранителей и левитов Иодай торжественно провозгласил его законным царём (4 Цар. 11:4; 2 Пар. 23:20–21). Иоас был помазан на царство при ликовании народа, а на его голову был возложен царский венец (4 Цар. 11:12). Он стал одним из немногих царей, которые были помазаны на царство (наряду с Саулом, Давидом, Соломоном и Ииуем), что подчёркивало его особую роль в израильской истории. Во время церемонии интронизации был заключён завет «между Господом и между царём и народом… и между царём и народом» (4 Цар. 11:17). Многие исследователи считают эту формулировку результатом диттографии, поскольку стих 17b отсутствует как в параллельном повествовании 2 Пар. 23:16, так и в Лукиановской рецензии Септуагинты (LXX). После заключения завета народ разрушил жертвенники Ваала в Иерусалиме и убил его жреца (4 Цар. 11:18). Царица Гофолия была убита по приказу Иодая (4 Цар. 11:13–16). В рассказе о воцарении Иоаса священство представляет влиятельную политическую силу в стране; Иоас пришёл к власти в результате династического переворота, возникшего из-за напряжённого противостояния священства и дворцовых кругов. М. Ливерани отмечает структурные параллели между рассказом о правлении Иоаса (особенно в сценах его спасения и воцарения через семь лет) и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока, в том числе рассказом о восшествии на трон хурритского царя Идрими из Алалаха (XV в. до н.э.).

 



 
PR-CY.ru