ХАСКАЛА - Страница 2

Некоторые переносили этот принцип даже на заповеди, содержащиеся в Торе. Другое направление деятельности хаскалы – исследование истории еврейского народа и иудаизма научными методами. Маскилим таким образом надеялись повысить уровень понимания своей истории у евреев и уважение к ней неевреев. Однако это неизбежно вело к тому, что многие важнейшие понятия иудаизма и его исторические концепции рассматривались как исторические феномены, поднимаемые только в контексте своих исторических эпох, а не как вневременные абсолютные истины, что также было неприемлемо для последователей традиционного иудаизма. Тем не менее, именно в рамках хаскалы были заложены основы «науки о еврействе». Многочисленные противоречия с традиционными иудаистскими общинами и их духовными лидерами, раввинами и талмудистами привели к формированию нового течения в иудаизме, отражающего религиозные взгляды маскилим. Так зародился иудаизм реформистский. Разделяя идеологические установки хаскалы, реформисты ввели многочисленные нововведения в литургическую практику; среди них одно из важнейших – богослужение на языке страны проживания. Примечательно, что одновременно многие представители хаскалы сделали огромный вклад в возрождение иврита как разговорного и литературного языка. Ставя своей задачей пробуждение национальных чувств у евреев не как у богоизбранного народа, а как у одной из национальностей Европы, маскилим смотрели на иврит как на национальное достояние евреев. У истоков процесса возрождения иврита также стоял Моисей Мендельсон. Таким образом, движение хаскала оказало значительное влияние на развитие еврейской религиозной и общественной мысли, положило начало современному этапу научного изучения истории еврейства и иврита, способствовало становлению еврейского национального самосознания, выразившегося затем в сионистском движении (см. Сионизм). Маскилим выполнили те задачи, которые они ставили в области просвещения. В результате в XIX и XX вв. многие евреи входили в интеллектуальную элиту Европы как научную, так и творческую. Само движение пришло в упадок в новых исторических условиях (во второй половине XIX в.).



 
PR-CY.ru