ХАСИДИЗМ - Страница 2

В основе хасидского учения лежит представление о том, что преданность Богу (двекут) – цель существования людей. Даже простой человек может достичь двекут благодаря сопряженности его души с цадиком. С точки зрения общинного устройства и выполнения галахических предписаний, хасидизм всегда был ортодоксальным учением. Хасиды выполняли предписания Галахи в полном объеме, соблюдали мицвот. Главная особенность устройства хасидских общин – совершенно особая роль цадика. Это не просто лидер общины – цадик простым фактом своего существования олицетворяет постоянное общение с Богом. Хасид обязан по возможности посещать цадика в определенные дни, в первую очередь, во время праздников и десяти дней покаяния. Поскольку некоторые из идей хасидизма были настолько радикальными, раввины отнесли это направление к херему (запретному). Однако по прошествии времени стало ясно, что учение хасидов не несет в себе угрозы традициям, а, скорее, компенсирует излишние крайности. Хасидизм вдохнул жизнь в иудаизм, выдвинул на передний план духовность, уважение к простому еврею, первичность этики и сострадания к другим и убеждение, что истинная религия и счастье должны быть синонимами. В хасидском движении личность праведника заняла место писаного учения, поскольку сам святой есть воплощение Торы. Быстрый успех хасидизма в России, Польше и Литве был обеспечен исключительными личными качествами цадиков: До Бера из Межирича, рабби Леви Исаака из Бердичева и Менделя из Витебска. В Белоруссии руководителем хасидизма стал рабби Шнеур Зелман, первый из династии любавических цадиков (см. Хабад). Один из лидеров хасидов, раввин Менахем Мендл Шнеерсон, который был известен под именем Любавичер (по названию белорусского населенного пункта Любавичи, откуда и пошла эта известная династия), создал движение, распространившееся по всему миру. В период становления хасиды часто сталкивались с митнагдим, традиционалистами из местных общин, которые обвиняли их в искажении основ иудаизма и измене религиозной традиции, в пренебрежительном отношении к изучению Торы, слишком большом значении цадика в хасидских общинах. Оппонентами казалось непозволительным поклонение человеку. Однако раввины-хасиды сохранили свое единство и не использовали во зло свою власть. Хасидизм бросил вызов всем течениям традиционного иудаизма, основанным на изучении текстов. Вновь придав изучениям текстов центральное место, не оставляя вместе с тем и поисков радости, хасидизм ныне представляется наиболее ортодоксальным из всех течений иудаизма. Множество хасидских общин существует в наши дни в Израиле и Соединенных Штатах Америки (особенно в Бруклине в Нью-Йорке). Они продолжают пользоваться идишем и придерживаются некоторых обычаев, придающих хасидам характерный облик: они не бреют бороды, носят «пейсы» (длинные пряди волос на висках) и широкие круглые шляпы.



 
PR-CY.ru