ХАНУКА - Страница 2

Каждую ночь члены семьи стоят все вместе и зажигают свои личные светильники. В первую ночь зажигают одну свечу, во вторую – две, пока на восьмую ночь не загораются все свечи. Светильники ставят на наружный подоконник, чтобы лампа была на виду. В этот праздник все евреи объявляют, что они не стыдятся своей религии и не чувствуют необходимости скрывать или «эллинизировать» свою веру. Отсюда главная мицва Хануки – зажигание свечей (ханукии). Она должна напоминать о чуде: после освобождения. Однако застолье в Хануку не предписано, в отличие от такого праздника, как Пурим. Раввины это объясняют так. Празднуя Пурим, отмечается отмена решения об уничтожении тел. Таким образом, застолье должно символизирует радость и доставлять удовольствие телу. В Хануку евреи избежали разрушения душ, поэтому читаются молитвы и зажигаются свечи, чтобы порадовать души. В Талмуде есть две рекомендации относительно порядка возжигания свечей с первой по восьмую ночи на Хануки. По одной версии, в первую ночь должны использоваться все восемь свечей. И каждую следующую ночь количество свечей должно уменьшаться на одну. Вторая версия, наоборот, требует зажечь одну свечу в первую ночь, прибавляя по одной в каждую последующую, пока не будут зажжены все восемь свечей. Вторая версия раввинам кажется более приемлемой, поскольку этим подчеркивается, что свет иудаизма не только сохраняется, но становится сильнее с течением времени. В иерархии иудейских праздников Ханука занимает не самое высокое место, но евреи, которые живут в христианских странах, отмечают его как самый почитаемый праздник, потому что хотят, чтобы их дети в этот день также получали подарки. Как и Рождество, Ханука тоже подверглась чрезмерной коммерциализации, но этот праздник появился раньше, и его смысл заключается в том, что евреи не должны ассимилироваться или перенимать религиозные традиции своих соседей. Высокий социальный статус Хануки отражает культурный и светский аспекты, поскольку история праздника началась с противостояния между греческой и еврейской культурами. Эллинизм делал святыню из красоты; иудаизм также поклоняется красоте, но той, которая присуща святости. Эллинизм прославлял физическую сторону жизни; иудаизм настаивал на приоритете духовной. Во II в. до н.э. многие евреи поддались соблазну греческого образа жизни, следовали философии эпикурейцев, которые учили, что удовольствие – это главное в жизни. Они называли себя эллинистами, а ортодоксальные иудеи называли их апикойрус, искаженное от «эпикуреец». Этим словом ортодоксы и сегодня называют еврейских еретиков, хотя понятие «ересь» к иудаизму применимо лишь отчасти. См. также Праздники, Иудейские праздники.



 
PR-CY.ru