ХАБАД

ХАБАД (акроним слов «хохма», «бина», «даат», т.е. «мудрость, «понимание», «знание»)  – одно из ведущих движений современного хасидизма. Было основано Шнеуром Залманом (см. Хасидизм). В отличие от ранних учителей хасидизма, придававших большое значение интуитивному познанию, Шнеур Залман подчеркнул необходимость регулярного учения и постоянных духовных усилий. Он систематизировал учение хасидизма в своем труде «Учение» (или «Собрание изречений») и разработал учение о праведниках, цадиках. Различаются «несовершенный праведник», в душе которого зло подавлено и подчинено господству добра, и «совершенный праведник», в котором зло преобразилось в добро. Такие люди исключительно редки. Между цадиком и обычным человеком лежит почти непреодолимая пропасть. В обычном человеке добро борется со злом, однако в отличие от грешника, обычный человек, достигший уровня бейони, побеждает зло еще на стадии побуждения, на стадии мысли. Каждый человек должен стремиться к уровню бейони, что означает стремиться к совершенству в своей повседневной жизни, а не все свои силы отдавать достижению полного духовного единства с Богом, что возможно только для цадика. Шнеур Залман рассматривает каббалу именно как средство созерцания, трактуемого как умственное усилие, а не как предмет теоретического изучения. Таким образом, характерным отличием учения хабада от других течений хасидизма является признание особой роли разума в совершенствовании человека. Поэтому хабад признает важность изучения Торы. Центром этого движения до Первой мировой войны была Белоруссия, откуда оно распространилось в другие районы. В послевоенный период центр переместился в Латвию, а затем в Польшу и, наконец, в США. В современном мире учение хабад распространилось среди еврейских общин многих стран. Возглавляет движение любавический рабби (или цадик), потомок Шнеура Зелмана. Седьмой цадик, Менахем Мендл Шнеерсон, пользовался огромным влиянием среди многих еврейских общин, а многие хасиды считали его Мессией.

 
PR-CY.ru