ГИЛЛЕЛЬ

ГИЛЛЕЛЬ – иудейский законоучитель эпохи царя Ирода Великого. Согласно утверждениям традиции, его семья проживала в Месопотамии (Вавилонии) и вела свое происхождение по женской линии от одного из сыновей царя Давида. Отказавшись от помощи богатого брата, Гиллель около 40 г. до н.э. отправился в Иерусалим для изучения Священного Писания, где, работая дровосеком, зарабатывал на пропитание и учебу. Учился он в школе знаменитого законоучителя Шамая. Затем он возвращается на родину, но вскоре окончательно переселяется в Иерусалим. Там Гиллель становится наси (главой) Синедриона (Высшего религиозного суда) и в этом качестве он был настолько авторитетным духовным вождем народа, что впоследствии свыше 400 лет этот пост занимали его потомки. В народной памяти Гиллель остался как почти легендарный святой благодаря мягкости, кротости и человеколюбию. Талмудический трактат «Пирке Авот» («Поучения Отцов») сохранил много изречений Гиллеля, характеризующих его мировоззрение, в котором глубокая верность заповедям Священного Писания сочеталась с широтой взгляда на постоянно меняющийся окружающий мир. В этом он противостоял своему учителю Шамаю, учившему строго формально, по букве закона. Заслуга Гиллеля в истории иудаизма состояла в том, что он первый постарался связать накопившиеся в устной традиции установления законоведов с писаными библейскими законами. Тем самым он обозначил путь, по которому пошли в дальнейшем составители Талмуда. Гиллель также устанавливал новые законы, выводя их из мыслей и выражений Танаха. Став главой академии, он занялся вопросами экзегезы (толкования Библии) и сформулировал основные миддот (правила для изъяснения закона). Основу благочестия Гиллель видел не в обрядах, а в нравственности. Одному иноверцу, который соглашался принять иудаизм, если рабби (учитель) сможет изложить ему Закон в двух словах, он дал классический ответ: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе – вот суть всей Торы, все же прочее лишь комментарий». Но Гиллель не был реформатором, пренебрегавшим традицией, и не имел намерения ломать обычаи, защищая авторитет предания. В дальнейшем последователи Гиллеля и Шамая много спорили по разным вопросам, но благодаря авторитету Гиллеля возобладали именно его религиозно-ритуальные нормы и гражданские установления. Народ прозвал Гиллеля Закеном, т.е. Старцем. Этот глава фарисеев никогда не кичился своими знаниями и почетным положением, он был внимателен к людям, прост в обращении и не чуждался безобидной шутки. Считается, что школу Гиллеля закончил апостол Павел, получивший там блестящее образование, поэтому он еще долго оставался правоверным ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

 
PR-CY.ru