ГАЛАХА - Страница 2

3) Окончательно отредактированная Мишна стала священным текстом, уступающим в значении лишь Библии. Толкованию Мишны была посвящена деятельность амораев Палестины и Вавилонии. В созданной амораями Гемаре зафиксированы в развернутой форме обсуждения мнений и постановлений таннаев, что позволяет следить за ходом дискуссии. Решения амораев, провозглашенные в качестве законов, рассматривают проблемы ритуала и литургии, ряда религиозных и этических предписаний, а также обширного круга правовых вопросов. 4) Период гаонов (650–1040 гг.). Значение четырех веков данного периода определяется распространением талмудической Галахи среди широких слоев еврейского населения во всех странах диаспоры. Вавилонский Талмуд, вначале принятый главным образом в общинах стран, расположенных к востоку от Палестины, со временем приобрел преобладающее значение и постепенно вытеснил Иерусалимский, который стал достоянием лишь ученых-талмудистов. Гаоны добавляли к установлениям Талмуда законы, которые были известны из предания, но еще не зафиксированы, а также выработанные ими лично. Благодаря их деятельности Галаха стала важным фактором во всех практических аспектах еврейской жизни. 5) Раввинистическая эпоха, продолжающаяся и сейчас, делится на период ришоним, в который действовали общепризнанные галахические средневековые авторитеты, и ахароним, начавшийся со второй половины XVI в., после появления Шулхан Арух. Необходимость дополнять Галаху была связана, прежде всего, с менявшимися условиями жизни, а также распространением талмудической учености в различных странах диаспоры. Развитие Галахи делало необходимым ее кодификацию. Самым ранним сводом Галахи можно считать Мишну, а важнейшим этапом в ее развитии стал обширнейший кодекс Маймонида, Мишне Тора (Повторение Закона), который включал материал обоих Талмудов, Тосефты (сборника учений таннаев), галахических мидрашей, труды гаонов, комментарии Талмуда и предшествующих кодексов, а также признанные обычаи и его собственные установления, нередко опирающиеся на нееврейские источники. Маймонид составил свой кодекс в форме кратких решений по всем вопросам Галахи как практического, так и исторического порядка. Сборник «Шулхан Арух» опирался преимущественно на выводы сефардских (см. Сефарды) кодификаторов и потому не мог быть принят безоговорочно общинами ашкенази Германии и Польши. Поэтому Моше Иссерлес создал свой труд – «Маппа», в котором были изложены все основные расхождения германско-польской практики с «Шулхан Арух». С тех пор «Шулхан Арух» и «Маппа» стали единым и самым авторитетным кодексом Галахи, признанным всеми приверженцами традиционного иудаизма. См. также Талмуд, Шулхан Арух, Маймонид.



 
PR-CY.ru