Словарь по иудаизму Г ГИКСОСЫ - Страница 2

ГИКСОСЫ - Страница 2

Благодаря гиксосам в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые гиксосами у хурритов). Главным объектом культа у гиксосов был азиатский бог, отождествлённый с египетским Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-египетского политического и религиозного синкретизма и со второй половины XVII в. до н.э. приняли полную египетскую царскую титулатуру; первые шесть царей остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава гиксосов достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (около 1600 г. до н.э.); тем не менее, уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала – царя Фив Секененра (известна египетская сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (середина XVI в. до н.э.) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против гиксосов: Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, будущий основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после трёхлетней осады взял Шарухен – последний центр гиксосов в Палестине. Египетские источники начала XVI в. до н.э. (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании гиксосов. С падением гиксосского государства племена амалекитов-шасу продолжали существовать на своей первоначальной территории (где под именем амаликитян отмечаются для XIII–VIII вв. до н.э. Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами. Античная и раннехристианская историческая традиция приурочивает переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления гиксосов. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет гиксосов, упоминаемых у Манефона, с предками евреев. Завоевание гиксосами Египта соотносится с переселением туда патриарха Иакова, а их изгнание – с Исходом. Эта точка зрения встречается также у Антиохийского епископа Феофила и Юлия Африкана. Современником Яхмоса, разрушившего Аварис, считает Моисея также Птолемей Мендесский (III–II вв. до н.э.). Евсевий Кесарийский в «Хронике», называя XVII династию гиксосов, добавляет, что при них Иосиф управлял Египтом. В приписываемой Манефону «Книге Сотиса» (III в. н.э.) появление Иосифа в Египте датируется ещё точнее: четвёртым годом «Апофиса» (Апопи), четвёртого из гиксосских царей Авариса.



 
PR-CY.ru