ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (последняя четверть I в. до н.э. – около 50 г. н.э.) – виднейший иудейско-эллинистический философ и теолог, стремившийся к синтезу философии пифагорейцев, платоников, стоиков и иудаизма. Родом из самых богатых и влиятельных еврейских родов Александрии, он получил блестящее греческое образование. Написал около 50 трудов, из них более 40 трактатов, толкующих Тору. Великолепное владение греческим языком (иврита он не знал) позволило Филону Александрийскому оригинально и философски истолковать Пятикнижие Моисея. В биографии Моисея, написанной с целью познакомить нееврейского читателя с основами историко-религиозных взглядов иудаизма, Филон Александрийский излагает историю его жизни и представляет его деятельность как законодателя, пророка и священнослужителя, опираясь при этом на платоновский образ правителя-философа. Поведение патриархов и пророков библейских он рассматривает не только как этическое руководство к действию, но и как примеры «живых законов», не менее важных, чем законы писаные. В центре философских размышлений Филона Александрийского стоит проблема вечности мира и божественное провидение. Он ввел в употребление понятие божественного Логоса («Слово»), который выражает присутствие трансцендентного Бога в мироздании. В своей этике и антропологии (учении о человеке) Филон Александрийский придерживался платонических, стоических и отчасти кинических взглядов и стремился доказать, что вся греческая мудрость уже была зафиксирована в Библии, правда, иносказательно, и эту иносказательность надо только правильно понимать. Цель человеческой жизни, согласно Филону Александрийскому, – богопостижение, доступное мудрецу, а также аскету (см. Аскетизм) в состоянии экстаза. Чтобы достичь этой цели, необходимо «взращивать» в себе Божественные «насаждения» – добродетели, которые он рассматривал как благодатные дары. В традиционалистской иудейской среде эклектичная философия Филона Александрийского (т.е. состоящая из разнородных элементов, не являющихся системой) отклика не нашла из-за постоянного обращения к идеям греческой языческой философии. Но его труды оказали значительное влияние на становление философии неоплатонизма, и в особенности христианства, благодаря чему его произведения дошли до нашего времени. Они заложили фундамент методологии Александрийской школы богословов, ярчайшими учителями (катехатами) которой стали христианские философы Климент Александрийский и Ориген.

 
PR-CY.ru