ЕЗДРА - Страница 6

Иудейские паломники посещали эту гробницу, возжигали перед ней свечи, давали обеты и произносили специальные молитвы, в то время как мусульмане относились к могиле Ездры со страхом и приписывали ей сверхъестественную силу. В современной западной библеистике с личностью Ездры связывают обычно несколько исторических вопросов. При этом на многие из них не найдено убедительных ответов, во многом, как считает современный исследователь Курт Кох, из-за того, что фигура и деятельность Ездры не получили в науке должного внимания и находились в течение десятилетий в тени других, более популярных и более традиционных изысканий. По мнению этого учёного, Ездра является ключевой фигурой в истории Израиля, «одним из величайших людей среди народа, в котором не было недостатка в великих людях». Положение Ездры в Вавилоне до ухода в Иерусалим исследователям не до конца ясно. В письме Артаксеркса Ездра назван «священником, учителем (арам. букв. – книжник) закона Бога небесного» (1 Езд. 7:12), а в другом месте о нём говорится как о «книжнике, сведущем в законе Моисеевом» (1 Езд. 7:6). Наименование «книжник» (сопоставлялось также с аккадским словом «правитель, управляющий, начальник») могло, по мнению некоторых учёных, обозначать официальную должность при персидском дворе, которую якобы занимал Ездра. Однако большинство исследователей считают такой вывод необоснованным. Сопоставление положения Ездры с должностью представителя еврейской общины при персидском дворе в сасанидскую эпоху является, как полагают исследователи, анахронизмом, хотя и присутствует в некоторых исследованиях. Дата прихода Ездры в Иерусалим представляет собой проблему при попытке согласовать её с деятельностью Неемии. По сообщениям Библии, переселение Ездры состоялось в седьмой год правления Артаксеркса (1 Езд. 7:8), а деятельность Неемии началась лишь в двадцатый год правления того же царя (Неем. 1:1; 2:1). В чтении для народа книги закона участвовали и Ездра, и Неемия (Неем. 8:9), поэтому оказывается, что лишь через 13 лет после прихода в Иерусалим Ездра приступил к обучению народа закону Божию. Жизнь в Иерусалиме уже была до некоторой степени устроена (1 Езд. 8:29, 33), в то время как Неемия, как полагают исследователи, нашёл город в полном запустении (Неем. 2–3). На основании этих и некоторых других сведений в западной библеистике делаются предположения о том, что Ездра пришёл в Иерусалим на несколько десятилетий позже, чем принято считать. Так, упоминаемого в 1 Езд. 7:7 царя Артаксеркса исследователи отождествляют не с Артаксерксом I, а с Артаксерксом II, седьмым годом правления которого был 398 г. до н.э.; такой подход также имеет свои проблемы, поскольку уже в 419 г. до н.э. была установлена точная дата празднования Пасхи для иудейской общины в Элефантине, что вряд ли могло произойти раньше начала деятельности Ездры по возрождению авторитета закона Моисеева в Иерусалиме.

 



 
PR-CY.ru