ЕЗДРА - Страница 2

Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь», – поднимая вверх руки свои» (Неем. 8:1–9). На следующий день представители народа обратились к Ездре, «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем. 8:13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем. 8:14; ср.: Лев. 23:33–36). Длившееся, согласно указаниям закона, семь дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем. 8:18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем. 9:1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем. 10:30). В последнем упоминании о Ездре в Библии сообщается, что он шёл впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем. 12:35–36). Иосиф Флавий в качестве источника информации о деятельности Ездры использовал, как полагают исследователи, греческий текст неканонической «Второй Книги Ездры» и другие источники, весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической «Первой Книги Ездры». Он уделяет Ездре гораздо меньше внимания, чем некоторым другим библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Ездре нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нём, а то, что из библейского текста он опускает. На первый взгляд, это отношение к Ездре кажется исследователям необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Ездры могла быть привлекательной по двум причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, которые, в свою очередь, считали Ездру главным врагом, извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы; Иосиф Флавий очень ценил своё священническое происхождение и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников, а Ездра был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд. 7). В одиннадцатой книге «Иудейских древностей» Иосиф Флавий передаёт биографию Ездры несколько иначе, чем канонический библейский текст. Деятельность Ездры начинается раньше и при другом персидском царе – Ксерксе (486–465 гг. до н.э.), который «был очень расположен к иудеям» и личным другом которого был Ездра. Получив от царя письмо, содержание которого примерно совпадает с 1 Езд. 7:11–26, Ездра «оставил его у себя, а копию с него разослал ко всем единоплеменникам своим в Мидии»; узнав о «благочестии царя и о его расположении» к Ездре, евреи стали собираться в Вавилон («многие десятки тысяч, не поддающиеся точному подсчёту»).

 



 
PR-CY.ru