ЕФРЕМ - Страница 2

По-видимому, в древности центральная часть горного массива Палестины была покрыта лесами. Расширяя свои небольшие наделы, колена Ефрема и Манассии вырубали лес (Нав. 17:14–18). Почвы в холмистой местности удела Ефрема были плодородными и при достаточном количестве выпадавших здесь осадков пригодными для выращивания злаков и олив. Гористые склоны использовались и для выпаса скота. Несмотря на малочисленность, колено Ефрема занимает важнейшее место в истории Древнего Израиля. В повествованиях, связанных с завоеваниями Ханаана, отмечается воинская отвага представителей колена Ефрема (Нав. 17:14–18; Суд. 7:24–8:3). При этом ощущение собственной значимости часто приводило их к конфликтам с другими коленами (Суд. 12:1–6). Главная святыня Израиля, скиния с Ковчегом Завета, была установлена в принадлежавшем колену Ефрема Силоме (Суд. 18:1). Происхождение вождей израильского народа, таких как Иисус Навин (Числ. 19:19–50; Нав. 19:49–50), первосвященник и пророк Самуил (1 Цар. 1:1–28) из колена Ефрема также подчёркивало значимость этого колена. В эпоху Единого царства, когда ковчег из Силома перенесли в Иерусалим, колено Ефрема временно утратило своё значение, первыми стали колена Иуды и Вениамина. Однако после отпадения десяти северных колен род Ефрема снова выходит на передний план. Первым царём Северного царства стал Иеровоам из колена Ефрема (3 Цар. 11:26). Возможно, из-за географического положения надела Ефрема в Северном царстве и его важной роли в истории в пророческой литературе имя Ефрем использовалось для обозначения всего Израиля (см., например: Ис. 7:2, 5, 8, 9; 9:8, 20; Иер. 31:9, 18, 20; Иез. 37:16, 19). В результате археологических исследований земель надела Ефрема (в 1980 гг. экспедицией Тель-Авивского университета под руководством Израиля Финкельштейна) были выявлены десятки небольших сельских поселений эпохи раннего железного века (около 1200 г. до н.э.). Заселённость этой части страны увеличилась по сравнению с количеством поселений в эпоху поздней бронзы (так называемым ханаанским периодом). И. Финкельштейн связал этот процесс с началом заселения Ханаана израильскими племенами. В подавляющем большинстве эти поселения (типичный пример – Избет-Сарта) не были укреплены и не имели общественных зданий (административных, культовых, хранилищ). Их планировка сохраняет следы кочевого или полукочевого образа жизни: жилища располагались плотно друг к другу по кругу или овалу и были обращены к общему двору. Дома представляли собой чрезвычайно простые четырёхчастные постройки с опорами-колоннами, поддерживавшими второй этаж. Найденная керамическая кухонная и тарная посуда сделана просто, без излишеств, в подражание ханаанской, более качественной и украшенной. Среди находок на Избет-Сарта выделяется остракон с древнейшим абецедарием из 22 букв протоханаанского алфавита, прототипа древнееврейской, финикийской, моавитской, а затем и греческой алфавитных систем.

 



 
PR-CY.ru