ЕЗЕКИЯ - Страница 7

Они также демонстрируют распространение царской власти и религиозной реформы в отдалённых районах, где были разрушены местные жертвенники как следствие централизации богослужения в Иерусалиме. Имя Езекии засвидетельствовано в печати царского служащего. В 2 Пар. 31:20–21 подводится итог царствованию Езекии: «...Он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицом Господа Бога своего. И во всём, что он предпринимал... имел успех» (ср.: 4 Цар. 18:3, 5–6). Подобной оценки в Книге Паралипоменон удостоивался лишь царь Соломон (1 Пар. 29:31). Погребение Езекии сопровождалось большими почестями, его гробница была поставлена «над гробницами сыновей Давидовых» (2 Пар. 32:33). Преемником Езекии на престоле стал его сын Манассия. Позднее библейское предание связывает с деятельностью Езекии появление литературы Премудрости (Притч. 25:1), что косвенно подтверждается упоминанием среди окружения царя его главного чиновника Севны, который назван писцом, и Иоаха, сына Асафова, который назван дееписателем (4 Цар. 18:18). В талмудической литературе образ благочестивого Езекии, изучавшего Тору, получил идеализированные черты. Он описан совершенным праведником, несмотря на огромные богатства, отличавшимся скромностью в запросах. Его имя означает «получивший свою силу от Бога» или «заключивший прочный союз с Богом». Он ввёл изучение Торы в школах, и благодаря его усердию «от Дана до Вирсавии» нельзя было найти ни одного человека, кто не был бы тщательно сведущ в законах о чистом и нечистом. Благочестие Езекии было единственной причиной поражения войска Синаххериба и освобождения Израиля, и потому законоучители считали его равным Мессии, однако он не стал им, поскольку «божественное правосудие» протестовало против этого, говоря, что если Давид, так прославлявший Бога, не назначен был Мессией, то ещё меньше прав на это имеет Езекия, для которого было сделано столько чудес. В законодательных установлениях утверждается, что к Езекии и его школе восходит редакция Книг Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаста. В святоотеческих толкованиях Езекия наряду с пророком Давидом предстаёт примером искреннего покаяния, а также действенной молитвы во время тяжёлых обстоятельств. В «Диалоге с Трифоном иудеем» Иустин Философ оспаривает справедливость отнесения только к Езекии пророчеств Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14) и других мессианских мест Ветхого Завета.



 
PR-CY.ru