ЕЗЕКИЯ - Страница 5

Вместе с данью Езекия отправил в Лахиш и пленного царя Екрона – Пади. Но это не останавливает ассирийского царя, он посылает к Езекии своего высшего военачальника – рабсака, который надменной и оскорбительной речью пытается посеять панику среди осаждённых воинов (4 Цар. 19–36). Его обращение, произнесённое на еврейском, а не арамейском языке (с расчётом на простых слушателей), – один из самых древних примеров профессиональной военной пропаганды. В разорванной одежде, накинув рубище, Езекия искал спасения у алтаря Божия, где и излил своё горе в молитве и рыдании (4 Цар. 19:1). Пророк Исаия заверил отчаявшегося царя, что Господь защитит Свой город, и Синаххериб «тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт», что вскоре и исполнилось (4 Цар. 19:36–37; Ис. 37:37–38). Укреплённый поддержкой Исаии (4 Цар. 19:7), Езекия отклонил требование о сдаче города. Согласно Библии, это вторжение иноплеменников было остановлено чудесным способом. Езекия помолился Богу, а ночью «Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» воинов (4 Цар. 19:35; Ис. 37:36). После этой важной победы Езекия «возвеличился... в глазах всех народов» (2 Пар. 32:23). Отголосок описания неудачной попытки ассирийского царя завоевать Иерусалим исследователи находят у античных авторов. Согласно Геродоту, во время похода в Египет ассирийское войско по молитве египетского царя подверглось нашествию мышей, которые уничтожили оружие и вызвали среди нападавших эпидемию чумы (эта история приводится с рядом дополнений у Иосифа Флавия). Возможно, ассирийская армия была измотана как продолжительной осадой, сопровождавшейся эпидемиями, так и ведением параллельных военных действий против союзников Езекии (в том числе изматывающими сражениями с антиассирийской коалицией, например, в долине Елтеке), в результате чего войска захватчиков были вынуждены отступить. Кроме того, анналы Синаххериба представляют собой тенденциозный источник, который, пытаясь сохранить его статус успешного завоевателя, замалчивает о его неожиданном поражении. Тот факт, что Езекия заплатил дань, но при этом Иерусалим не был взят, позволяет исследователям предположить, что было две осады Иерусалима. Гипотезу о двух походах Синаххериба на Иудею выдвигал Дж. Роулинсон в 1858 г. Эту точку зрения активно поддерживал У.Ф. Олбрайт и особенно Дж. Брайт.

 



 
PR-CY.ru