ЕЗЕКИЯ - Страница 2

Описание реформы Езекии (2 Пар. 29:1–31:21) существенно отличается по объёму и деталям от более краткой версии в Книге Царств (4 Цар. 18:4, 16, 22). Но в обоих источниках он изображён как царь, который «...Делал... угодное (букв. – прямое) в очах Господних» (4 Цар. 18:3; 2 Пар. 29:2). Религиозную реформу Езекия начал с открытия храмовых ворот, служивших символом божественного присутствия (ср.: Иез. 40–22; Пс. 24:7–9), которые были закрыты нечестивым царём Ахазом (2 Пар. 29:3; ср.: 2 Пар. 28:24). В целях борьбы с языческими культами его реформа включала уничтожение высот (мест совершения жертвоприношений, часто языческих), разрушение священных столбов, вырубание священных дубрав, посвящённых Астарте. Народ, воодушевлённый проповедью и поступками царя, ниспроверг идольские жертвенники в поток Кедрон (2 Пар. 30:14), что ознаменовало дальнейшее обращение всей еврейской общины к Богу. Реформа продолжилась восстановлением священнических черед, установленных ещё Давидом, и служения хоров левитов (2 Пар. 29:25; 31:2; ср.: 1 Пар. 25:1–5). Езекия выступает за возобновление Завета народа с Богом (2 Пар. 29:10), подобно царям Асе и Иодаю (2 Пар. 23:16). Восстанавливая храмовое богослужение, он заново освятил жертвенник и святилище, при этом все действия священников совершались по приказанию царя. Осуществляя религиозную реформу, Езекия как духовный лидер народа провозглашал волю Господню и поступал «по словам Господа» (2 Пар. 29:15, 20–21, 25). Он был инициатором установления централизованного празднования Пасхи в Иерусалиме, на которое созывалась вся земля Израильская и Иудея (2 Пар. 30:1), что также подразумевало и северные колена – Ефремово и Манассиино. С этой целью Езекия обратился с посланием «к остатку (прежнего Северного царства), уцелевшему... от руки царей Ассирийских» (2 Пар. 30:6). В послании предлагалось оставить грех своих предшественников, которые «...беззаконно поступали пред Господом Богом отцов своих» (2 Пар. 30:7). Однако его призыв был отвергнут многими представителями Северного царства (2 Пар. 30:10), только некоторые из колен Асира, Манассии и Завулона прибыли в Иерусалим (2 Пар. 30:11). Тем не менее, утверждается, что большое количество званых пришло от «Вирсавии до Дана» (2 Пар. 30:5; древняя формула, обозначающая «весь Израиль» – см.: Суд. 20:1; 2 Цар. 3:10). Собравшиеся на праздник участвовали в нём «единым сердцем» (2 Пар. 30:12; ср.: 1 Пар. 12:38). При этом многие из пришедших ели пасхального агнца «не по уставу», т.е. не пройдя положенных обрядов очищения (2 Пар. 30:18). Царь обратился к Господу с молитвой, чтобы Он не вменил народу в грех ритуальную нечистоту (2 Пар. 30:18–20). Это празднование, объединяющее север и юг страны в одном священном месте – Иерусалиме, должно было воскресить среди его участников историческую память о временах единого царства, знаменуя восстановление упразднённой ранее монархии (2 Пар. 30:26).

 



 
PR-CY.ru