ДАН - Страница 4

Другой район с исключительными находками – большой культовый участок вблизи источника, на северо-восточной оконечности холма. По мнению исследователей, археологические материалы (в том числе обломки статуэток позднебронзового века) показывают, что святилище возникло задолго до прихода израильтян, однако первые монументальные сооружения построили именно они. В конце X в. израильский царь Иеровоам I (около 928 – 907 гг. до н.э.) поставил в Дане одного из двух золотых тельцов и ввёл идолослужение на высотах (3 Цар. 12:30; 4 Цар. 10:29; ср. Ам. 8:14). Дан оставался главным религиозным центром при Ахаве (около 871 – 852 гг.) и Ровоаме II (около 784 – 748 гг. до н.э.), что подтверждают данные раскопок: здесь открыты прямоугольная платформа из больших тёсаных блоков известняка, часть большого хранилища с двумя пифосами (около 300 л каждый), украшенными рельефными изображениями змей; найдены вотивные фигурки, лампы-семисвечники, стационарные курильницы, множество сосудов. Важным открытием стала целла (святилище) эпохи Иеровоама II с алтарём, расположенная юго-западнее «высоты». В ней найдены кроме алтаря лопаточка для курений (самая ранняя в Древнем Израиле) и сосуд для сбора пепла, а под алтарём – навершие скипетра из бронзы и серебра («булава»), видимо, принадлежавшего жрецам (функция исследователям неясна). Назначение другого сооружения было истолковано при раскопках как помещение для ритуальных омовений, в настоящее время его считают винодавильней. По мнению исследователей, открытия в этой зоне доказывают, что жители Дана столетиями хранили обряды, решительно осуждавшиеся Ветхим Заветом, а их религия была связана с культами плодородия Ханаана (ср. 3 Цар. 12:25–31). После ассирийского нашествия Дан был оккупирован и служил пришельцам опорным пунктом, что обеспечило его плотную заселённость с конца VIII до начала VI вв. до н.э. В это время Дан существенно вырос и включился в международный обмен товарами, но в первой четверти VI в. до н.э. жители покинули город. Возрождение Дана связано с эпохой эллинизма и римским временем. В конце персидского или начале эллинистического периода маленький священный участок у источника продолжал привлекать язычников; здесь найдено много антропо- и зооморфных керамических фигурок. На активность богослужений в IV–III вв. до н.э. указывают монеты египетских царей Птолемея I, Птолемея II, Антиоха III. В раннеэллинистическое время священный участок перестроили: целлу окружила стена с проходом на юг, внутри был встроен каменный круглый обмазной бассейн (внутренний диаметр 1,2 м; глубина 1,3 м); к югу от вимы был подсыпан новый уровень из щебня (7,5–15 см толщиной).

 



 
PR-CY.ru