ДУМУЗИ

ДУМУЗИ – в шумеро-аккадской мифологии божество, связанное с плодородием; в религиоведении божество, относящееся к классу умирающих и воскресающих богов, олицетворяющих сезонное умирание и оживание природы, а также один из самых древних в мифологии образов «доброго пастыря». Первые упоминания о Думузи относятся к середине III тыс. до н.э. в списке богов Фары. В дальнейшем его имя чаще всего встречается в сюжетах, связанных с богиней плодородия, войны, любви и красоты Инанной (аккад. Иштар). Пастух Думузи и земледелец Энкиду посватались к Инанне, богиня после долгих сомнений выбирает Думузи. Затем Инанна, движимая жаждой власти, спускается в подземный мир мёртвых, но её сестра, властительница ада Эрешкигаль, убивает её. Благодаря помощи бога Энки преданному слуге удаётся воскресить Инанну, но покинуть подземное царство она может лишь при условии, что отдаст Эрешкигаль кого-либо другого вместо себя. Инанна после долгих и бесплодных поисков добровольца приговаривает к смерти своего супруга, царя-пастуха Думузи, который, как выясняется, занял её трон и не оплакивает её кончину. Инанна насылает на Думузи демонов подземного мира, но тот, увидев свою гибель в вещем сне, пытается скрыться. Он обращается за помощью к богу солнца Уту и к старшей сестре Гештинанне. Во время погони Уту трижды магически меняет облик Думузи, тем самым сбивая преследователей с пути. Думузи скрывается в убежище, местонахождение которого известно только его сестре и другу. Но, подкупленный демонами, друг предаёт Думузи. Демоны разрывают Думузи на части. Гештинанна молит Инанну взять её жизнь вместо жизни брата, тогда Инанна выносит приговор: полгода в подземном царстве будет находиться Думузи, полгода – Гештинанна. Приговорив мужа к смерти, Инанна горько и искренне оплакивает безвременную кончину возлюбленного. Таким образом проявляется амбивалентность её натуры – черта, свойственная образу Великой Богини в мировой мифологии. Мотив искупления (чаще даже речь идёт о добровольном самопожертвовании), замены чужой жизни своей известен во многих культурах: таков, например, миф об Алкестиде и Адмете в древнегреческой мифологии. Аккадская версия мифа даёт основания исследователям трактовать происшедшее иначе: Думузи-Таммуз погиб на охоте и именно за ним Иштар (здесь она сестра Думузи) спустилась в подземное царство. Эрешкигаль не только не вернула Думузи, но и пленила богиню, в результате чего земля стала бесплодной, больше не рождались ни люди, ни животные. Встревоженные боги потребовали возвращения Иштар, которая вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи. Культ Думузи-Таммуза, вероятно, представлял собой ежегодное оплакивание Думузи, уходящего в подземный мир в самый жаркий летний месяц (названный в его честь в аккадском календаре, на основе которого возник еврейский), когда вся растительность умирала из-за засухи, и соответственно радостное празднование его возвращения, совпадавшего с весенним пробуждением природы и началом нового аграрного сезона. Воссоединение Думузи с Инанной как магическое действо, связанное с плодородием и благоденствием страны в целом, воспроизводилось в ритуале священного брака между царём и главной жрицей. Вследствие интенсивного месопотамского влияния (особенно в III–II тыс. до н.э.) культ Думузи получил распространение в Сиро-Палестинском регионе. Упоминания о некоем Фаммузе есть в Библии (Иез. 8:14), а также в сиро-арамейских текстах I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Многие учёные считают миф о Думузи родственным известным во всем Средиземноморском регионе мифам о страдающих, умирающих и воскресающих богах, какими были Осирис в Египте, фригийский Аттис, западносемитский Адонай (мой Господин), более известный как греческий Адонис.

 
PR-CY.ru