БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – материальная и моральная поддержка ближнего. Она является одним из главных предписаний иудаизма (см. Мицва, Цдака). Некоторые раввинистические авторитеты учили, что благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам, вместе взятым. Она признавалась наравне с изучением Торы и служением Богу одной из основ, на которых стоит мир. В Талмуде подробно расписаны правила благотворительности. Содержащиеся там установления о благотворительности были собраны и кодифицированы Маймонидом, а позже и Иосифом Каро (см. Шулхан Арух). Согласно Талмуду, к оказанию благотворительности можно принудить даже судом того, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства. Существует также интересное правило, согласно которому, если бедняк из гордости отказывается принять благотворительность, разрешается его обманывать, позволяя ему думать, что оказанная помощь дана ему в долг. Считается, что отчисление десятой доли состояния на цдаку – необходимый минимум. Наиболее достойной считалась благотворительность, в которой оказывающий ее и пользующийся ею не знают друг о друге. Поэтому в общинах организовывали специальные службы, собиравшие средства и распределявшие их среди бедных. Среди общинных благотворительных организаций выделялись: погребальное общество хевра кадиша (досл. «святое общество») и общество биккур-холим (досл. «посещение больных). Существовало также общество хахнасат-калла (досл. «введение невесты»), обеспечивающее невест-бесприданниц специальными людьми, выполнявшими роль сводников (они назывались «сандак»), а также общества, организовывавшее в неимущих семьях обряд обрезания с последующей традиционной трапезой и т.п. Важной функцией благотворительности был выкуп пленных. Работа современных еврейских благотворительных организаций во многом продолжает эти традиции.

 
PR-CY.ru