БЕТ-АЛЬФА

БЕТ-АЛЬФА – город в восточной части долины Йизреэль (см. Изреель), у подножия горы Гилбоа (см. Гелвуй), в настоящее время территория кибуцев Бет-Альфа и Хефци-Ба. Возник при Птолемеях как пригород Скифополя (см. Беф-Сан), назван по ближайшим руинам (Хирбет-Бет-Альфа). При раскопках 1929 г. Элиезер Липа Сукеник и Нахман Авигад (Еврейский университет Иерусалима; дополнительные исследования в 1962 г.) открыли мозаичный пол древней синагоги, важного памятника для изучения взаимодействия иконографии иудаизма и христианства. Синагога (тип базилики; 27,7х14,2 м) была встроена между домами на узкой улице. Стены (толщина 0,7–0,85 м на высоте до 1,65 м) из нетесаного камня оштукатурены с обеих сторон. Постройка ориентирована по оси север-юг – апсида в южной части (Иерусалим). Двор-атрий (9,65х11,9 м) ограждён с трёх сторон стенами, а с юга отделён колоннами от вестибюля (ширина 2,57 м); тот и другой, как и боковые нефы зала, вымощены мозаикой с геометрическим рисунком. Три двери вели с севера в главный зал, разделённый двумя рядами квадратных каменных столбов (по три в каждом) на проходы (центральный – 5,4 м, боковые – 2,75 и 3,1 м). В апсиду вели три ступени, вдоль боковых стен располагались каменные скамьи, два отверстия на второй ступени свидетельствуют о наличии в прошлом столбов с завесой. В целом архитектурная композиция синагоги позволяет соотнести её с типом поздних христианских сооружений периода Византийской империи. О позднем этапе говорят и отсутствие монументальности, присущей первым синагогам Галилеи, использование в качестве строительного материала нетёсаного камня, общее огрубление приёмов. Мозаичное покрытие центральной части образуют три панели, окружённые широким бордюром. Представленные на них изображения охватывают три основные религиозные темы, известные искусству иудеев Палестины в эллинистическую, римскую и византийскую эпохи: ритуальные объекты, астрологические символы и библейские сцены. На северной панели представлена композиция «Жертвоприношение Исаака» (слева направо): двое слуг Авраама держат осла; сверху изображена десница Божия с надписью на иврите: «Не поднимай руки твоей» (Быт. 22:12); рядом с привязанным к дереву ягнёнком текст: «И вот… овен» (Быт. 22:13); Авраам с бородой, с нимбом, в правой руке держит нож, левой охватывает Исаака. На средней панели изображён зодиакальный круг, в центре – Гелиос на колеснице-квадриге, по сторонам – персонификации времён года, помещённые без соотнесения их с месяцами. Надписи сделаны на иврите. На южной панели, имитирующей нишу Торы, в центре, позади завесы, охраняемой двумя львами, изображён треугольный фронтон с негасимым огнём, по его сторонам – две птицы, горящие меноры, традиционные ритуальные предметы. Мозаики имеют отличную сохранность, выполнены в наивном стиле. Особый интерес для исследователей представляют греческие и арамейские надписи мозаики, расположенные у главной двери. В первой перечислены имена мастеров («Да сохранятся в памяти мастера, сделавшие эту работу, Марианос и сын его Ханина»), очевидно, работавших и в других синагогах района Беф-Сана. Вторая сообщает, что мозаика создана во времена императора Юстиниана на средства членов общины, делавших вклады продуктами. Э.Л. Сукеник считал, что речь идёт об императоре Юстиниане I, и датировал мозаику первой четвертью VI в. (император Юстиниан II известен как гонитель евреев). Само здание, учитывая обнаруженный под полами фрагмент раннего слоя мозаик, исследователи относят к концу V в.

 
PR-CY.ru