АССИРИЯ - Страница 3

Потерпев поражение от Урарту, ассирийцы вновь оказались в этом регионе только при Тиглатпаласаре III, который, захватив Северную и Центральную Сирию, около 740 г. до н.э. добился выплаты дани со стороны израильского царя Менаима (4 Цар. 15:19). При царе Факее Израиль пытался восстановить свою независимость (около 737 г. до н.э.), но Тиглатпаласар, вмешавшись по просьбе иудейского царя Ахаза в его конфликт с царями Израиля и Дамаска, разгромил Израиль (733 г. до н.э.), захватил Дамаск и добился замены Факея на Осию (732 г. до н.э.). Большая часть территории Израиля была занята ассирийцами, на оставшуюся часть с центром в Самарии наложена тяжёлая дань. В результате Иудея впервые за свою историю попала в зависимость от Ассирии (4 Цар. 16:10). Попытка Осии после смерти Тиглатпаласара освободиться от Ассирии вызвала карательный поход, осаду Салманасаром V Самарии (725–722 гг. до н.э.) и после её падения захват Израильского царства Саргоном II, который подавил в 720 г. до н.э. восстание в Самарии. Значительную часть израильтян в несколько этапов переселили на восток, а на их место поселили арамеев и арабов (4 Цар. 17:4–6). После смерти Саргона II Иудейское царство отказалось признавать власть Ассирии (около 704 г. до н.э.). Карательный поход нового ассирийского царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до н.э. завершился признанием царём Езекией владычества Ассирии и выплатой огромной дани (4 Цар. 19:37). С тех пор Иудея не выходила из-под ассирийской власти вплоть до нашествия скифов (около 630 г. до н.э.), положившего конец могуществу Ассирии. Это помогло иудейскому царю Иосии восстановить независимость, а также присоединить к Иудее все земли, которые принадлежали ей во времена царствования Давида и Соломона. Ветхий Завет относится отрицательно к ассирийской военной государственности, но положительно к торговым городам коренной Ассирии (см. Быт. 10:11, 22, где новые столицы Ассирии Ниневия и Кальху отнесены к потомству Хама, а автономный торговый Ашшур – к потомству Сима). Устрашающие образы Ассирии и её могущественных царей неоднократно употребляются в пророческой литературе при описаниях божественного гнева, вызванного преступлениями еврейского народа (Ис. 10:5; 37:18; Иер. 32:22; Соф. 2:13; Ос. 10:6 и др.). Красочная поэтическая картина падения Ниневии и краха Ассирии изображена в «Книге пророка Наума». В «Книге пророка Ионы» заметно особое отношение к Ниневии и её жителям, к которым обращён призыв к покаянию.



 
PR-CY.ru