АКЕДА

АКЕДА (досл. – «связывание») – библейская история, занимающая почти всю главу 22 книги «Бытие», где рассказывается о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака. Бог повелел Аврааму принести ему в жертву любимого сына, он соорудил жертвенник, связал Исаака (отсюда название эпизода) и уже был готов совершить жертвоприношение, когда ангел остановил его. Тогда Авраам принес в жертву Богу овна (агнца), который неподалеку запутался рогами в зарослях. В еврейской традиции акеда рассматривается как высокий образец преданности Богу, как символическое изображение готовности к самым тяжелым жертвам во имя верности воле Всевышнего. Место, где должно было совершиться жертвоприношение, отождествляется в иудаизме с горой Мория, Храмовой горой в Иерусалиме, на которой был построен Иерусалимский храм. Талмуд предписывает ряд ритуальных действий, напоминающих об акеде. Прежде всего, это – обрядовое чтение по свитку Торы рассказа об этом из книги «Бытие» на второй день праздника Рош-ха-Шана и обычай трубить в шофар. Толкование акеды стало одной из традиционных тем еврейской религиозной философии, например, Филон Александрийский трактовал ее как деяние, вызванное лишь любовью к Богу. Маймонид объяснял приказ Бога принести в жертву Исаака не желанием испытать Авраама, целью было – создать высший образец человеческой любви к Богу, преданности человека воле Бога. Каббалисты (см. Каббала) дали акеде символическое толкование: Авраам есть воплощение божественного милосердия, Исаак – божественной силы, а Иаков, сын Исаака, – символ гармонии. Акеда нашла свое отражение и в иудейском искусстве. Эта тема послужила основой образования одного из специальных жанров – пиютов, носящего также название «акеда». Ее сюжеты представлены в росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н.э.) и в мозаичном украшении синагоги Бет-Альфа (VI в. н.э.). Акеда играет большую роль и в христианской теологии (богословии), где она рассматривается как предсказание мученичества Иисуса Христа.

 
PR-CY.ru