АВРААМ - Страница 4

По преданию, когда Аврааму было девяносто лет, Бог призвал его отправиться вместе с женой Саррой в Землю обетованную – Ханаан. Эта земля тогда принадлежала или египетской державе, или государству хеттов. «Я у вас пришелец и поселенец», – говорит Авраам хеттам (Бытие, 23, 4). Там Бог заключает с Авраамом особый Завет (договор) – обещание дать землю Ханаанскую в собственность избранным потомкам Авраама, в знак чего вводится обряд обрезания как обещание следовать заветам Бога. Согласно библейскому повествованию, Бог явился Аврааму и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи передо мною и будь непорочен; и заключу Я союз между Мною и тобою. Ты же соблюдай союз Мой, ты и потомство твое после тебя, во все поколения их». На основании этого библейского повествования евреи стали считать себя избранным народом, что означает находиться в особом отношении с Богом и нести особую ответственность перед лицом остального человечества, быть примером для всех людей. Для Авраама Завет означал заверения Бога насчет будущего величия и славы своего потомства. В качестве ответной меры от потомков Авраама требовались следование заповедям (см. Заповеди религиозные), а также любовь к Богу и ближнему. Любви к Богу при этом уделялось особое внимание, поскольку верность заветам означала именно верность этому единственному Всесильному Богу. Данный договор с Богом является отражением того, что в то время любые, даже самые ничтожные сделки закреплялись страшными клятвами и жертвоприношениями. Обряд обрезания является более гуманной формой тех самых жертвоприношений в знак верности договору. Он возникает у многих народов на ранней стадии развития и сохраняется в качестве традиции до сих пор. До этого призвания Авраам был просто Аврамом, а жена его – просто Сарой. Изменение призвания означало как бы второе рождение и вело к изменению имени, что означало начало новой жизни. Эти представления сохранились, в частности, и в христианской традиции. Поэтому, принимая постриг, т.е. становясь монахами (или монахинями), люди меняют свои имена (принимая схиму, меняют его еще раз). Переселившись в Ханаан, Авраам странствовал от оазиса к оазису, пас скот и поклонялся Богу на простых каменных алтарях, что соответствует традиционным представлениям семитских (и не только семитских) народов того времени. В Библии далее рассказывается, что у столетнего Авраама и его жены после посещения Господа в образе трех странников рождается сын Исаак, ставший вторым библейским патриархом. Это посещение Авраама странниками легло в основу христианских представлений о Троице и отразилось в литературных и иконописных сюжетах. В частности, – у Андрея Рублева на иконе «Ветхозаветная Троица». Бог, желая проверить преданность Авраама, велел ему принеси в жертву единственного сына, но в последний момент заменил это жертвоприношение на жертвоприношение агнцем. Но история несостоявшегося жертвоприношения сына Авраама Исаака считается образцом смирения перед Богом и одновременно его милосердия. В Библии рассказывается также, что ранее у Авраама от египтянки Агарь, служанки Сарры,  был сын Измаил, которого арабы, по преданию, также считают своим родоначальником. Поэтому библейская история об Аврааме стала частью и коранической истории. Историю Авраама точно датировать невозможно. Считается, что он со своим родом обосновался в земле Ханаанской около 1800 г. до н.э., но через несколько веков евреи оказываются в Египте. Некоторые исследователи склонны считать, что Авраам и его ближайшие потомки (Исаак, Иаков и их сыновья) являются не конкретными историческими личностями, а всего лишь символическими обозначениями семитских племен. См. также Акеда.



 
PR-CY.ru