АРАМЕИ - Страница 5

В Иерапольской триаде кроме Хадада и Атаргатис присутствует их сын, юный бог Симиос (ср. финикийское божество Эшмун; известна также греческая надпись, где Симиос отождествляется с Асклепием). Во многих арамейских городах особо почитался бог луны (Син, или Сахар), например, как Баал (владыка) царского дома. В святилище города Найраб Сахар – главный бог триады, в которую входят также его супруга богиня Никкаль и сын Нуску. Состав пантеона арамейских богов от святилища к святилищу мог видоизменяться. Например, в святилище города Самаль (Зинджирли) засвидетельствован такой пантеон: после Хадада следует финикийское божество Эл (Рекуб-эл) – бог не верховный, но, судя по титулу «владыка дома», покровитель царской династии, Решеф – ханаанейский бог молнии и Шамаш – бог солнца и правосудия, входящий во многие древневосточные пантеоны. В надписи из Сафира-Суджин (между Найрабом и Алеппо) приводится длинный список богов, где наряду с месопотамскими (пара Набу и Ташмет, Нергал и др.) и ханаанейскими (Эль и Эльон) названы солнечный бог Шамаш, бог грозы Вер, лунная пара Син и Неккаль, Хадад с эпитетом «Алеппский», божество Сибитти – «Седьмица», присутствуют и два неизвестных божества: Накар и Кадиа. В городе Эмеса (современный Хомс) в римскую эпоху почитался чёрный камень как обитель и символ бога по имени Элагабал («бог горы»). Император Элагабал (217–222 н.э.) даже попытался поставить его во главе римского пантеона. Известны также культы местных божеств-баалов, богов – покровителей царских династий. В надписях фигурируют и целые группы божеств, в том числе боги природы и стихий: в надписи из Сафира-Суджин «все боги Рухба»... «небо и земля, источники, день и ночь»; в Самале «все боги Яуди»; в надписи царя Закира «боги неба и боги земли»... «Баал источников». Кроме того, в арамейской религии были распространены заимствованные культы: ханаанейского Эла, финикийского Мелькарта, финикийский культ Баалат и Адона и т.п. Представления о загробной жизни и погребальные обряды у арамеев примерно те же, что у ассирийцев, вавилонян и финикийцев. Судя по надписям, в арамейской религии были понятия об аде, о традиционном воздаянии за праведность (долголетие и благополучное потомство) и наказании за нечестие (ранняя смерть, лишение погребения). В царской надписи из Самаля загробное блаженство царя описывается как пир с богом.



 
PR-CY.ru