Словарь по иудаизму A АСОР - Страница 2

АСОР - Страница 2

Раскопки нескольких небольших храмов (XIV–XIII вв. до н.э.) дали богатый материал по религиозному искусству хананеев: были обнаружены статуя сидящего на троне мужчины с чашей в руке, стоявшая в центральной нише зала, по периметру которого тянулись плоские каменные стелы, с изображениями и без них (например, две поднятые в жесте моления руки, возносимые к солнечному диску и полумесяцу); каменный алтарь для возжигания благовоний, на который был нанесён рельефный солярный знак (символ божества бури Адада/Ваала?); керамическая маска, скульптура быка из бронзы, орнаментированные каменные сосуды и многое другое. К среднему бронзовому веку относятся вырубленные в скале гробницы, в их инвентарь кроме керамики входили скарабеи. Важнейшей находкой был фрагмент керамики с двумя буквами протосинаитского алфавита. В той же зоне были выявлены древнейшие уровни, восходившие к эпохе гиксосов (XVIII в. до н.э.). Раскопки позволили оценить население Асора в ханаанскую эпоху в 40 тыс. человек. На главном холме открыли пять более поздних уровней: город Х в. (времени Соломона); второй трети IX в. (период царя Ахава, 874–852 до н.э.); VIII–IX вв. до н.э.; город, уничтоженный в 733 г. ассирийцами; остатки поселков конца VIII – начала VII вв. до н.э. Город X в. до н.э. имел стены казематной конструкции, 6-камерные каменные ворота, строившиеся, видимо, по единому плану во всех центрах страны (Ашдод, Гезер, Лахиш, Мегиддо), и сложную систему снабжения водой, прорезавшую всю толщу телля (общая глубина 40 м, шахта площадью 13х16 м, со спиральным спуском, по которому могли двигаться даже вьючные животные). В период царя Ахава площадь города увеличилась вдвое. Новые монолитные стены отделили цитадель правителя с дворцом и официальными зданиями. Большую площадь занимали общественные хранилища. По-видимому, такой размах строительства связан с размещением в городе центра царской продовольственной администрации, что подтверждают надписи на остраконах и сосудах. В случае необходимости его запасами можно было не только поддержать армию и чиновников, но и накормить население страны. Как многослойный и обладающий хорошей хронологией объект, дающий возможность осторожно соотносить материалы с повествованиями Ветхого Завета, Телль-эль-Кедах стал классическим памятником библейской археологии. С 1990 г. в Асоре работала израильско-испанская экспедиция под руководством А. Бен-Тора, который во многом обогатил и пересмотрел выводы И. Ядина, особенно в части, касающейся разрушения Асора эпохи бронзового века (около 1550 г. вместо 1230–1220 гг.).



 
PR-CY.ru