СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ИУДАИЗМУ

Практическое пособие к учебному курсу «История религий»

Составитель: Колодин А.В., канд. филос. н.

Вашему вниманию представляется словарь-справочник по иудаизму, рассчитанный, прежде всего, на использование его учащимися, студентами и преподавателями в учебном процессе. Он составлен в соответствии с образовательным стандартом и включает в себя важнейшие религиозные и религиоведческие понятия, сведения о священных книгах, обрядах и церемониях, основателях и реформаторах иудаизма, исторических персонажах и библейских образах, религиозных философах и важнейших исторических событиях. В справочнике представлены образы веры, оказавшие наибольшее влияние на историю, искусство и философию не только иудаизма, но и всей европейской культуры. При этом автор стремился не перегружать словарные статьи фактами и терминами, философскими и теологическими сведениями, а создать у читателя представление об иудаизме не только как о религии, но и как образе жизни еврейского народа, особой цивилизации во всей ее сложности и многообразии.

Москва – 2010

Предисловие составителя

Об иудаизме вообще и религии древнего Израиля в частности существует огромное количество литературы. Поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: «Зачем еще одна книга?» Тем более что изучение истории еврейского народа и его традиций – удел, по преимуществу, или специалистов-религиоведов, или самих иудеев. Однако следует признать, что религиоведение сегодня вошло в нашу жизнь не только в качестве самостоятельной научной отрасли с богатым наследием, которое находится на передовых рубежах гуманитарного знания, но и в качестве учебной дисциплины, актуальной для современного культурного человека и общества в целом. Отвечая на запросы общества, за последние годы вышло в свет несколько светских русскоязычных энциклопедических изданий, посвященных религиям мира, учебников и учебных пособий, в которых не только даются знания о религии, но и подчеркивается ее связь с мировой культурой. Религиозные образы вдохновляли и продолжают вдохновлять архитекторов и художников, писателей и поэтов, драматургов и музыкантов. Происхождение и значение многих фразеологизмов и «крылатых фраз», устойчивых выражений или названий мест нельзя понять, не зная ту или иную религиозную и культурную традицию, священные тексты, в частности Библию. Все это говорит о том, что знания о религии не могут быть в центре внимания только специалистов-религиоведов или ее адептов. В частности, опыт преподавания знаний о религии убеждает в том, что интерес к религии и ее роли в процессе становления цивилизаций в студенческой среде достаточно высок и растет с каждым годом. Однако для массового сознания такие важнейшие аспекты мировых и локальных конфессий, как мифология, символика, теология, демонология и доктрины, часто остаются сложными для понимания, поскольку не всегда имеют практическое значение. Они не всегда используются в профессиональной деятельности и не применяются в повседневной жизни, поэтому зачастую воспринимаются учащимися и студентами, и без того перегруженных информацией, как излишние знания.

С другой стороны, определенная категория ангажированных авторов стремится лишь подчеркнуть преимущества той или иной конфессии, исключительности ее правовой, моральной и философской концепций в отрыве от вопросов взаимного влияния религий, что затрудняет возможность получить объективное представление о феномене религии в целом, если опираться лишь на ту модель, которая кажется привычной. Современная ситуация в мире, процессы глобализации неизбежно приводят к встрече разных религиозных традиций, что вызывает и конфликты, и диалог между ними. Узнавая друг друга, люди разных религиозных взглядов все чаще отказываются от идеи исключительности своей веры, своих традиций и своей правоты и все больше признают право других людей следовать иным традициям. Не стоит сбрасывать со счетов и наследие советского атеистического воспитания. Многие нынешние школьники и студенты зачастую склонны видеть в распространении знаний о религии способ увести их от реальной жизни в виртуальную, ограничить их духовные запросы и свободу выбора. Кроме того, сегодня люди гораздо чаще, чем раньше, удовлетворяя свои духовные запросы, переходят из одной религии в другую, и это подтверждает мысль об исторической обусловленности и «относительности» истины, сформулированной в разных религиозных учениях и культах. Это говорит о все возрастающем религиозном плюрализме мнений в обществе и о возросшем требовании возможности свободы в выборе того или иного мировоззрения, той или иной веры или неверия.

Однако основная проблема здесь заключается в том, что религия и знания о религии – не одно и то же, что не всегда воспринимается массовым сознанием. Религия – это, прежде всего, образ жизни, который помогает самоидентификации человека, адаптации его в тот или иной социум, и его нельзя менять так же легко, как, например, костюмы. Легкая смена образа жизни порождает маргиналов, индифферентных не только к вопросам религии, но и к той или иной системе ценностей, а вместе с тем – и к вопросам морали в целом. Многие придерживаются так называемых общечеловеческих ценностей, даже не подозревая об их религиозном происхождении. Поэтому хотелось бы напомнить: прежде чем делать тот или иной выбор, надо хорошо знать, что именно выбираешь и ради чего это делаешь. Составитель словаря вправе рассчитывать на то, что углубление представлений читателей об иудаизме (будь то учащиеся, студенты, на которых он, прежде всего, рассчитан; преподаватели или просто массовый читатель, интересующийся этими вопросами), поможет им не только лучше понять иудаизм, который является истоком двух мировых религий (христианства и ислама), но и лучше понять ценности других конфессий. Автор стремился не только дать знания об этой религии, но и показать разные стороны жизни еврейского народа, его влияния на мировую культуру, и надеялся, что эти знания помогут читателям лучше узнать самих себя, чтобы правильно ответить себе на ставший злободневным вопрос: «Кто мы?»

Читатель, со своей стороны, может сказать: «Если я не иудей, то мне это не нужно. Но даже если нужно, то не в таком объеме». Однако он будет прав лишь отчасти, потому что иудаизм – это не только религия, это – особая цивилизация, которая представляет собой сложный комплекс, не сводимый исключительно к религии. Иудаизм лишь в узком смысле слова – религия еврейского народа в той форме, которая была принята после разрушения первого Иерусалимского храма и первого вавилонского рассеяния в 587 г. до н.э. Его основная идея состоит в том, что евреи в силу договора, заключенного с Богом на горе Синай, – народ избранный. Однако эта избранность вовсе не предполагает господства над другими народами, она сводится лишь к особым отношениям с Богом. Следовательно, иудаизм послужил религией, вокруг которой сплачивался избранный этнос. Иначе говоря, народ и религия здесь как бы взаимно перекрывают друг друга. Ревностное сохранение в неприкосновенности заветов Израиля – условие сохранения национальной индивидуальности еврейского народа. Отсюда и простота учения иудаизма, заключающаяся в двух ключевых положениях: единство Бога и избранность Израиля.

Но так сложилось исторически. Незнание этого приводит к непониманию, а непонимание – к конфликтам. Эти конфликты могут быть очень кровавыми, о чем свидетельствует Холокост. Пророк Мухаммад причиной всех бед называл именно невежество. Назначение этой книги – рассказать, а не проповедовать. Но рассказывать можно по-разному. Например, в популярной форме и даже с юмором, как это делает раввин Бенджамин Блех («Иудаизм», АСТ:Астрель, 2007), или очень серьезно и основательно, как это сделали авторы «Энциклопедии религий» (под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян, Академический проект, М. – 2008).

Но если уже есть энциклопедии, то почему нужен еще один словарь? Автор убежден, что такая подача материала сегодня является более актуальной. Изложение в форме монографии, энциклопедии, учебника или учебного пособия предполагает знание всей проблемы в целом и в достаточно большом объеме. Однако из объемного издания массовому читателю труднее выбрать конкретные факты в силу вечной нехватки времени. Словарь в этом смысле удобен в использовании, потому что он позволяет экономить время учащегося или студента (или широкого читателя), что очень важно в наше динамичное время и в нашем перегруженном информацией обществе.

Автор предполагает подготовить серию подобных словарей и надеется, что у него хватит времени и сил для осуществления всего проекта. Был определенный смысл начать именно с иудаизма. Прежде всего, потому, что иудаизм – это лоно христианства и ислама, и без знания иудаизма их понять труднее. Словарные статьи дают возможность постоянно проводить некоторые параллели между ними, подчеркивать их родственные связи. Тем самым, автор предпринял попытку провести сравнительное религиоведение, которое становится все более востребованным. Во-вторых, ислам и христианство ставят во главу угла прозелитизм (т.е. обращение в свою веру лиц иного вероисповедания), но иудаизм принципиально к нему не стремится, что не всегда осознается массовым сознанием. Иудаизм – это не столько религия, сколько – традиция. Литература по иудаизму, как правило, обращена не к иноверцам, а к самим иудеям, и стремится укрепить их в вере при помощи изучения священных текстов, сохранения традиций, обрядов, обычаев. Исключение составляет профессиональная религиоведческая литература, которая вызывает нарекания в скрытом атеизме. Однако трудно выдержать баланс между «нейтральной» информацией о религии и прозелитизмом, поскольку любые знания о религии являются, по сути, приобщением к ней. Считается, что превозносить религию своего народа – значит, вызывать подозрения в неискренности или даже в разжигании религиозной и национальной нетерпимости. В этом отношении у меня есть преимущество – я не еврей и не иудей, я – религиовед.

Следует подчеркнуть, что одни авторы (да и не только авторы) ставят знак равенства между понятиями «иудей» и «еврей», другие считают, что это – не одно и то же, третьи уклоняются от прямых ответов. Тем не менее, понятие «крещеный еврей» нынче почти никто не воспринимает как нонсенс. Невозможно жить в открытом обществе и строго соблюдать древние предписания, которые, к тому же, постоянно меняются, адаптируясь к меняющемуся миру. Невозможно замыкаться в своих представлениях о мире, закрываясь от сложностей и противоречий мира. Он меняется очень быстро, к нему порой тяжело приспособиться. Поэтому сегодня не только евреи перед раввином и перед сложностью мира ставят свой извечный и мучительный вопрос: «Что же нам теперь делать?», но и каждый из нас ставит его перед самим собой. Ответ на него сформулирован именно иудейскими мудрецами, и он звучит все так же: «Учиться, учиться и учиться».

 

Введение

Литературные памятники, по которым можно судить о религиозных верованиях семитических племен, получивших название «евреи», дошли до нас в составе библейского канона, т.е. обобщающего нормативного сборника, отобранного поколениями «книжников» и освященного авторитетом религии. Он составлялся в течение тысячелетия – с XII по II вв. до н.э. В Библии прослеживается противоборство, а подчас и сложное переплетение двух тенденций – религиозно-племенной исключительности и общечеловеческой широты. Это и непримиримая вражда к «чужакам» и к «иноверцам» (в «Книге Иисуса Навина») – и любовь Бога пророка Амоса к каждому народу, где «чужаки» имеют не меньше прав на его милость, чем «свои». И если «Книга Ездры» сурово осуждает браки между людьми разных племен, то «Книга Руфь» делает именно такой брак предметом прочувствованного восхваления.

Первоначальный текст еврейской Библии до нас не дошел. До открытия кумранских рукописей наиболее древние манускрипты относились к IX в. до н.э. Самый древний перевод на греческий язык – Септуагинта; наиболее известный и наиболее совершенный латинский – Вульгата. Кроме того, существует древняя традиция переводов на арамейский язык, называемых таргумами. 24 книги иудейской Библии, в древности имевшие форму свитков и составляющие Танах, разделяются на три группы: Тору, Невиим и Ктувим. Эти три раздела составляют канон иудейской Библии. Он существует независимо от греческого канона, сложившегося в III в. до н.э., называемого Септуагинтой и предназначенного для диаспоры.

В текстах Библии было сформулировано новое для той эпохи учение – иудаизм. Это – первая из трех религий, восходящих к Аврааму (поэтому их называют авраамическими), и первая религия, утверждающая существование единственного Бога, т.е. монотеистическая религия. Иудаизм возник на одном из самых важных перекрестках античного мира, на Средиземноморском Ближнем Востоке, где сталкивались культуры столь же богатые, сколь и различные (Месопотамия, Финикия, Египет). Его основная идея состоит в том, что евреи в силу договора, заключенного с Богом на Синае, – народ избранный. Эта избранность вовсе не предполагает господства над другими народами, она сводится лишь к особым отношениям с Богом.

В современном иудаизме выделяются два аспекта отношения к Богу: любовь к Богу и страх Божий, в связи с чем формируется особая система ценностей, отличающаяся гуманистической и этической направленностью. Гуманистическая направленность в иудаизме обусловлена тем, что дарованный Богом Закон должен быть осмыслен человеком. А всякое осмысление исключает догматизм, предполагает сомнение не только в правильности излагаемого в Священном Писании, но и сомнение в собственной правоте. Сомнение, утверждает иудаизм, полезно для человеческой души, оно воспитывает скромность и смирение, позволяет избегать пороков гордыни и жестокости по отношению к ближним. Более того, утверждает иудаизм, если бы человек знал наверняка, что Бог существует и что Он наказывает за каждый плохой поступок, то наши хорошие дела перестали бы быть результатом личного свободного выбора между добром и злом.

В иудаизме, с одной стороны, признание существования Бога крайне необходимо для мира, основанного на нравственности, и для высшего смысла жизни. С другой стороны – сомнение в существовании Бога в иудаизме также является естественным, допустимым и нормальным явлением. Но евреи верят, что Бог заботится о созданных Им людях, что Он свят, добр, милостив, справедлив, и что Он ожидает, что и люди будут стремиться быть такими же.

Иудаизм учит, что когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за свои дела. Основным делом для иудея является изучение Священного Писания, а наградой за это является степень приближения к Богу. Но если есть награда, то должно быть и наказание. Наказание в иудаизме – это неспособность человека усвоить слово Божье. Есть наказание в этой жизни, а есть наказание в жизни посмертной. Но это не пламя ада, а процесс очищения. Человек, согласно иудаизму, не может сделать ничего, заслуживающего вечных мучений. В этой религии нет понятия вечных мук, иудаизм предусматривает не вечные муки, а раскаяние (тешува – «возвращение»). Он гораздо больше внимания уделяет не загробной жизни, а правилам поведения людей и служению Богу в физическом теле, и утверждает, что Бог придает большее значение поступкам людей, нежели их вере в Него, поскольку душа не может быть спасена только верой в Бога. Поэтому жизнь иудея регламентирована во всех подробностях и мелочах. Многочисленные правила (мицвот) определяют поведение человека во всех сферах жизни, они регулируют не только религиозные области (молитва, соблюдение праздников и др.), но и производственные отношения, отношения в семье, судебную систему, употребление пищи и т.д. Выполнять мицвот – значит совершать правильные действия.

Среди них есть законы, не имеющие рационального объяснения. Это так называемые шуким, являющиеся своеобразной проверкой веры иудея. К этой категории относятся, например, заповеди о кошерной пище, запрет на ношение одежды, сотканной вместе из льняных и шерстяных нитей, и т.д. Можно предположить, что все они сохранились в силу устойчивости любой традиции, их рациональное объяснение можно найти в тех исторических условиях, когда они появились. В наши дни под напором процессов глобализации, чтобы окончательно не ассимилироваться с окружающим миром, евреи держатся за свои традиции, которые они зачастую даже не пытаются объяснить. То, что не имеет логического обоснования, называется словом «шок». Многие из них сегодня даже ортодоксальными иудеями воспринимаются как излишние, лишенные рационального смысла.

Важнейшей отличительной чертой иудаизма, в отношении как евреев, так и неевреев, является сострадание к униженным, бедствующим и угнетенным. Это – цдака (праведность). Давать цдаку нужно с радостью, строго запрещено упрекать просящего или ругать его, ведь сердце просящего и без того наполнено горечью. Благотворительность и милосердие рассматривается в иудаизме как высшая религиозная добродетель. Считается, что, давая милостыню, нужно постараться утешить человека, попавшего в беду. И даже нищий, который сам получает цдаку, обязан давать тем, кто беднее его. Однако еврейский закон гласит, что в первую очередь нужно помогать неимущим родственникам, а уж потом просто бедным в городе. При этом если бедному родственнику с трудом хватает только на собственное выживание, он может цдаку не давать. И если кто-то помогает своим уже взрослым детям, которых не надо содержать на иждивении, или если кто-то помогает своим родителям из денег, предназначенных на цдаку (за неимением других), такая помощь тоже является цдакой.

Но все же основной религиозной обязанностью иудея является знание священных текстов. Сам обряд посвящения в иудаизм приравнивается посвящению во взрослую жизнь и предполагает своеобразный экзамен на знание священных текстов. Принадлежность к иудаизму и знание священных текстов – почти одно и то же. Но знание этих текстов немыслимо без знания истории еврейского народа, которая нашла свое отражение в Библии. Поэтому все праздники и вся повседневная жизнь должны иметь символическое обоснование именно в исторических событиях, рассказанных в Библии.

Ее анализировали и объясняли с разных точек зрения. Несмотря на то, что несколько поколений ученых разных специальностей бились над решением проблемы происхождения и истории книг Ветхого и Нового Заветов, многое в критическом изучении библейских книг долгое время оставалось неясным. Все это говорит, прежде всего, о длительности и сложности отраженного в этих книгах исторического процесса, который протекал в древности в странах Передней Азии вообще и в странах Восточного Средиземноморья в частности. Каноны священных книг существовали и у других народов, но из-за того, что Библия была священной книгой двух мировых религий, она стала более известной, чем другие. Но и в ней также можно выделить основные этапы общего исторического процесса.

В этом процессе ученые выделяют два условных периода: «старый» Древний мир и «новый» Древний мир. «Старый» пережил длительную историю и создал богатую и разностороннюю цивилизацию, время существования которой исчисляется многими веками и включает в себя отдельные «эпохи», большие и малые. В целом то, что произошло в «старом» Древнем мире, сформировало три важнейшие культурно-исторические зоны: Восточно-азиатскую, Южно-азиатскую и Евро-афро-азиатскую. В этих зонах развернулась вся культурная история «нового» Древнего мира, постепенно втягивая в орбиты каждой зоны все новые и новые территории. Одним из самых важных достижений, которые «старый» Древний мир дал «новому», было письмо. Именно появление письменности обусловило наступление нового этапа: на смену неолиту пришел исторический период.

Поначалу это были пиктограммы, т.е. рисунки, схематически изображавшие предметы и действия. Пиктограмма использовалась либо в прямом значении в соответствии с рисунком, либо как графический знак, соответствующий звуку речи, для выражения абстрактных понятий. Большинство пиктографических письменностей в течение веков преобразовалось в смешанные системы, позднее уступившие место фонетическим системам, которые позволили создать алфавит. Старейшим алфавитом является финикийский. Финикийское письмо было вначале (XI–X вв. до н.э.) слоговым (каждый слог представлен буквой) с согласной доминантой, которое развилось в алфавит без гласных, писалось справа налево. Греческое письмо происходит от финикийского в его алфавитной форме, но пишется слева направо. Греки ввели гласные, поскольку морфология их языка была не так хорошо приспособлена к письму с одними согласными, как семитские языки. Древнееврейский язык также использовал письмо без гласных; знаки для обозначения места гласных и облегчения чтения были введены позже.

Создание письменности стало менять мышление человека. Письменность служила для сохранения и систематизации религиозных представлений и мифов. Эта систематизация формировала религиозные учения, способствовала созданию литературных произведений. Но всякая письменность – условна, схематична, символична. С ее появлением уже недостаточно было выражать свои религиозные чувства, так сказать, непосредственно; их нужно было формулировать в словесном выражении и фиксировать в определенной знаковой системе. Поэтому религиозные представления становились более отвлеченными, абстрактными, усложненными. В результате получалось, что между Богом и верующим вставала, образно говоря, некая призма, через которую человек общался с ним. Чтобы общаться с божеством, человеку уже недостаточно было лишь соблюдать систему запретов и предписаний, а необходимо было интеллектуально постижение сущности божества. Одно только это может вызвать отношение к «старому» Древнему миру как к прологу «нового» – в смысле начал, из которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощенная (в том числе) и в мифологических системах, и в религиозных учениях. Но символ постепенно заменяет реальность – и это является началом любой цивилизации. По мере развития цивилизации божество становится все более отвлеченным символом, а в мировых религиях Бог становится воплощенным Словом. Изменение отношения человека к божеству изменило и его отношение ко времени. Люди начали вести летоисчисление, которое, в свою очередь, стало формировать представления об истории как непрерывно меняющемся процессе. Чтобы выявить в нем определенные закономерности, люди стали фиксировать историю в священных текстах. Еврейское летоисчисление зафиксировано в Библии (Ветхом Завете). Оно начинается с мифической даты Сотворения мира в 3761 г. до н.э. Сведения Ветхого Завета в совокупности с другими письменными источниками и археологическими данными позволяют выстроить хронологию еврейской истории, начиная с III тысячелетия до н.э., однако немало событий не могут быть точно датированы.

При изучении иудаизма необходимо различать понятия «иудаизм» и «религии Древнего Израиля», вся история которого делится на три периода: эпоху патриархов, эпоху судей и царей, а также эпоху пророков (или эпоху рассеяния). Эта история излагается в Библии не в общих очертаниях, а в виде описания жизни и приключений отдельных личностей, родоначальников Израиля. Их пастушеский быт авторы Библии изобразили с такой четкостью рисунка и живостью красок, что они не пострадали от времени и часто служили более поздним художникам для их полотен. Первая часть Библии (Книга Бытия) описывает отдаленных предков древнееврейского народа как бродячих скотоводов, остро заинтересованных в договорах с местным населением на правах пользования колодцем и лишь в необычных условиях приобретающих земельные участки. В текстах архива фараонов из древнеегипетского города Ахетатона (Эль-Амарны) упоминаются некие «хапиру», или «апиру», – судя по контексту, неравноправные иноплеменники на территориях государств Ханаана и на земле египетской державы, постоянно кочующих со своими стадами. Часть исследователей склонны считать их предками евреев, хотя термин «хапиру» носит скорее социальный, нежели этнический смысл.

Родоначальником евреев считается Авраам. Его предки кочевали в Месопотамии. Около 1800 г. до н.э. Авраам со своим родом отделился и обосновался в земле Ханаанской, заключив завет с Богом. Через несколько веков евреи оказываются в Египте, возможно, вследствие переселения. Там их стали принуждать к тяжелым работам: вот почему этот период называется временем рабства. Около 1260 г. до н.э. Моисей возглавил исход евреев в «Землю обетованную», который длился сорок лет. Во время пребывания в пустыне произошло событие, положившее основание иудаизму, – Бог даровал Моисею Завет (десять заповедей) на горе Синай. После завоевания Иисусом Навином Палестины между 1220 и 1200 гг. до н.э. еврейские племена (колена) сплотились вокруг военных предводителей – судей, которые в течение двух столетий вели войны против филистимлян. Самуил, пророк и судья, подготовил создание единого царства. Саул, первый царь Израиля, правил около 1030–1010 гг. до н.э. и сражался против филистимлян. Ему наследовал Давид (1010–970 гг. до н.э.), который объединил и расширил царство Израиль и сделал его столицей Иерусалим. Его сын Соломон (970–931 гг. до н.э.) унаследовал могущественное и процветающее государство и построил Иерусалимский храм, в который перенес Ковчег Завета. После смерти Соломона религиозное и политическое единство было разрушено, в результате образовалось два царства: северное (Израиль, со столицей в Самарии, основанной около 880 г. до н.э.) и южное (Иудея, со столицей в Иерусалиме). Израиль был завоеван ассирийцами в 722 г. до н.э., и часть населения была уведена в рабство. Иудея попала в вассальную зависимость от Ассирии и восстановила свою независимость лишь в правление царя Иосии (640–609 гг. до н.э.). Началась эпоха рассеяния. Это рассеяние еврейского народа обозначают греческим словом «диаспора». В 622 г. до н.э. Иосия провел крупную религиозную реформу, в результате которой очистил веру в бога Яхве. В 587 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и Храм, а часть населения переселил в Вавилон. Но в изгнании выработались чувство иудейской общности и новое самосознание народа. Иудаизм здесь приобрел определенную форму общины, сплоченной почитанием Завета. Персидский царь Кир Великий разрешил в 538 г. до н.э. евреям вернуться в Палестину и восстановить Храм, который вошел в историю под названием Второго Храма. Иерусалим стал религиозным центром иудаизма, включая евреев диаспоры, которые приносили пожертвования и платили каждый год налог в пользу Храма. После возвращения из вавилонского плена и восстановления Храма жизнь народа управлялась толкователями законов учения – соферами (писцами). Постепенно развивается представление о том, что наряду с Письменной Торой Моисей получил и Устную Тору, под которой соферы понимали собственные толкования религиозного учения и Письменной Торы. В эпоху Второго Храма как в независимом Иудейском царстве, так и под властью римлян их преемниками стали выразители религиозной идеологии народных масс – фарисеи («отделившиеся»), а их оппонентами – представители храмовой аристократии, саддукеи (от имени первосвященника Цадока), которые были политической и экономической элитой еврейского общества. Саддукеи контролировали храмовую службу и признавали только Письменную Тору. Именно из их среды выходили первосвященники. Фарисеи же хотели превратить всю народную жизнь в служение Богу, верили в существование загробной жизни, посмертное воздаяние, пришествие Мессии. Но в глазах десятков поколений они стали символом религиозного и всяческого лицемерия.

Переселенцы, вернувшиеся из вавилонского плена, попали под религиозное и культурное влияние соседних народов и стали забывать свою веру и свое особое отношение с богом Яхве. И только в 398 г. до н.э. царский писец и священник Ездра напомнил евреям смысл Торы и придал иудаизму определенную форму общины, сплоченной почитанием Завета. Ему приписывают редактирование и даже авторство значительной части того, что позже стало именоваться Торой. С его именем связано также возникновение традиции публичного чтения Священного Писания. При нем и с его непосредственным участием был составлен договор, обязывающий всех подписавших его соблюдать основные предписания Закона. Иудея управлялась советом старейшин – Великим собранием (Синедрионом). Предположительно в это же время были написаны последние книги ТаНаХа.

Но в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Иудею и Самарию. После его смерти империя распалась на несколько частей, которыми стали править греки – сподвижники Александра Македонского. В эпоху правления эллинистических монархов добровольная эмиграция раскидала евреев еще дальше, по всему Восточному Средиземноморью. Палестина попала под управление династии Лагидов, которые заставляли иудеев жить по греко-римским законам. Диаспора тем временем расширялась, множество евреев обосновалось в эллинистическом Египте. Но они стали забывать родной язык. Именно в это время в Александрии и был составлен греческий перевод Библии, называемый Септуагинтой. В 198 г. до н.э. Палестина перешла под власть Селевкидов. Когда Иудея оказалась под их властью, Иерусалим постепенно становился греческим городом, дома строились в эллинистическом стиле. Царским указом предписывалось слияние всех без исключения национальностей империи в один народ и принятие всеми греческой религии, новорожденным еврейским детям приказано было давать греческие имена и т.д. На алтаре Храма поставили изображение Зевса, и евреям было объявлено, что это и есть бог, которому они должны поклоняться. В Храме приносились в жертву даже свиньи, соблюдение еврейских религиозных обрядов строго каралось, уничтожались или осквернялись священные свитки, читать их было запрещено, было запрещено соблюдать субботу, делать обрезание.

Множество злоупотреблений вызвали возмущение иудеев. Поднявшие восстание Хасмонеи объединили в своих руках светскую и религиозную власть, а победитель объявил себя первосвященником Иудеи. Восстание под руководством Маккавеев (Хасмонеев) в 167 г. до н.э. позволило восстановить независимость страны и провести очищение Храма (отмечается ежегодно праздником Хануки). Однако ессеи, удалившиеся в Иудейскую пустыню и считавшие себя «последними остатками Израиля», продолжали обличать разврат священнослужителей. В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей взял штурмом Иерусалим. При поддержке римлян с 37 г. до н.э. по 4 г. н.э. Иудеей правил Ирод Великий. При нем был полностью восстановлен Иерусалимский Храм. В новом облике он даже превзошел шедевр, созданный царем Соломоном. Однако во время его правления был полностью разрушен старый государственный строй, Синедрион был лишен всякой исполнительной и совещательной власти и превратился в религиозный совет. Несмотря на это, время царствования Ирода было долгим периодом мира. Страна интенсивно развивалась, отстроились города, увеличилось население, росло его благосостояние. Но Иерусалим был лишен звания столицы, административным центром стала Кесария, построенная по римским правилам. Жизнь горожан также регламентировалась римскими обычаями, были разрешены даже гладиаторские бои, несовместимые с иудейскими канонами. Прокураторы, управлявшие Иудеей от имени императора, пренебрегали еврейскими обычаями и религиозными идеалами. В 6 г. н.э. Иудея стала римской провинцией. Неуважение римлян к религии и обычаям иудеев толкнуло их на новое восстание в 66 г. н.э., которое вошло в историю под названием «Иудейская война». Повстанцев называли каннаим, или зелотами. Они безжалостно убивали сторонников Рима, грабили их дома, жестоко наказывали за брак с нееврейками. В ходе военных действий в Иерусалиме восставшие уничтожили римский гарнизон, отряды евреев нападали на соседние нееврейские селения. Однако это восстание против власти Рима не привело к обретению независимости. В 70 г. н.э. Иерусалим и Второй Храм были разрушены императором Титом; крепость Массада пала в 74 г. Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы в 132–135 гг. н.э. также потерпело неудачу, за ним последовали жестокие гонения на иудеев и их окончательное рассеяние. После разрушения Храма и поражения в антиримском восстании две группы (саддукеи и ессеи) прекратили свое существование. Саддукеи – потому что их деятельность была слишком тесно связана с Храмом, а ессеи, по предположению ученых, в большинстве своем погибли в ходе войны с римлянами. Фарисеи же, сосредоточившие свою жизнь вокруг Закона, сумели выработать принципы, позволившие еврейскому народу выжить и сохранить свою религию. Именно разрушение Храма повлекло за собой необходимость создания нового способа объединения иудеев.

Теперь Тора стала в большей степени, нежели прежде, основой единства Израиля. Однако ее изучение на слух несло опасность искажений: возникла потребность в кодификации устной традиции. В 70-е гг. раввин Иоханан бен Заккай основал в палестинском городе Ямнии (Яффе) совет, или Синедрион, состоявший из знатоков Закона, под предводительством старейшего, наси (князя). Коллективными усилиями со II по V вв. н.э. несколько поколений раввинов зафиксировали на письме устную традицию изучения Торы, составившую Талмуд («Изучение»).

Он существует в двух версиях. Первая, составление которой было начато в палестинских йешивах, называется Иерусалимским Талмудом (Талмуд Ерушалами), он был закончен к 425 г. н.э. Вторая версия, записанная академиями, созданными в Вавилонии, и вскоре приобретшая большое значение, была более объемной. Этот так называемый Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли) был гораздо более известен и получил гораздо более широкое распространение; первая редакция Вавилонского Талмуда появилась около 500 г. н.э. Таннаи («учителя»), т.е. наиболее авторитетные знатоки «Устного закона», составили к нему комментарий – Мишну («Повторение») – 63 трактата на еврейском языке. Важность их была такова, что они, в свою очередь, вызвали множество толкований. Раввины, занимавшиеся этим комментированием, назывались амораи («комментаторы»): их книги, написанные на арамейском языке, составляют Гемару («комментарий», «завершение»), имеющую силу закона, наиболее разработанная версия которой содержится в Вавилонском Талмуде. Вместе с Торой Талмуд составляет сердцевину иудейской религии.

Культовая организация иудейской религии также претерпела значительные изменения. В отсутствии централизованной организации функцию религиозного института начинает выполнять синагога, представляющая собой отдельный дом, который служил для собрания членов одной или нескольких иудейских общин, проживающих в одном городе и его окрестностях. Синагога возникла еще в VI в. до н.э. с целью чтения Торы и молитв, а с расширением диаспоры в результате расселения евреев вне Палестины и разрушением Храма стала центром иудаистского культа. В синагоге молитва занимает то место, которое в храмовом богослужении занимала жертва. При синагоге имелась своя казна, куда каждый прихожанин вносил пожертвования, и откуда брались деньги для помощи неимущим членам общины. Наиболее существенным отличием синагоги является запрет на осуществление жертвоприношений, поскольку принесение священных животных в жертву могло осуществляться строго в пределах Иерусалимского храма. Во главе ее стояли раввины (учителя), от которых требовалось быть затоками Закона и воплощением традиции, способность разрешать все религиозные вопросы, в том числе бытовые. Синагогой сегодня называют также культовое здание в иудаизме.

В результате рассеяния помимо древнего деления евреев на 12 колен, с течением времени образовалось новое: возникли особые общины, каждая со своим лицом, выработавшие собственные традиции и использующие язык культуры, господствующий в месте их проживания. Евреев стало принято делить на сефардов и ашкеназов. Это деление возникло в средневековый период, когда центры религиозной жизни евреев переместились с Ближнего Востока в Европу. Особая этнокультурная общность, получившая название сефарды (от евр. Сфард – Испания), сформировалась на Пиренейском полуострове. В латинских и исламских странах сефарды говорят на арабо-европейском диалекте ладино. Евреев, живших во франко-германских землях до переселения в Восточную Европу, стали именовать ашкеназами (от евр. Ашкеназ – Германия). В Центральной Европе и примыкающих к ней регионах евреи-ашкеназы выработали чрезвычайно богатый язык – идиш, широко используемый и в качестве бытового языка, и в качестве литературного. Эти группы также отличаются друг от друга целым рядом обычаев и религиозных ритуалов. В расширительном смысле к сефардам относят всех евреев неашкеназского происхождения. В России подавляющее число евреев – ашкеназы, однако существуют и сефардские общины бухарских, горских и грузинских евреев.

Иудаизм никогда не был изолирован от окружающего общества; он постоянно взаимодействовал с другими религиями, прежде всего с христианством и исламом. С X в. центр иудейской учености перемещается в мусульманскую Испанию. Самый выдающийся ее представитель (Моисей Маймонид) доказывал, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когда речь идет о Боге, Провидении, свободе воли и т.д. После перемещения духовного центра иудаизма в Восточную Европу (XV–XVI вв.) иудейская религиозная мысль замыкается в сугубо религиозных спорах и разработках отвлеченных талмудических вопросов. До мельчайших деталей были уточнены и жестко закреплены подробности иудейского культа, праздников, обрядов, права, а также пищевых запретов.

Осознавая, что успехи европейского Просвещения могут привести к большей терпимости по отношению к иудаизму и евреям, лидер еврейского движения Хаскала («Просвещение») Моисей Мендельсон (1729–1785 гг.) считал, что и еврейство должно измениться, очиститься от средневековых наслоений, стать более понятным для народов, среди которых жили евреи. При этом Мендельсон полагал, что подобные изменения не должны привести к утрате евреями своего национально-религиозного своеобразия. Однако дальнейшие преобразования в иудаизме, происходившие главным образом в Германии, привели к появлению нового направления в этой религии, получившего название Реформизм. Реформисты ввели чтение ряда молитв на немецком языке, поскольку многие немецкие евреи не знали еврейского языка. Обстановка в реформистских синагогах была максимально приближена к тому, что было принято в немецких церквах. Наиболее радикальные реформисты дошли даже до переноса покоя и молитвы с субботы на воскресенье, а впоследствии и на признание права женщин быть раввинами. Это движение распространилось в других европейских странах и в США. Во второй половине XIX в. здесь возник консервативный иудаизм, последователи которого выступали за плавные реформы, не противоречащие основным принципам еврейской религии. Впоследствии все формы традиционного иудаизма, оставшиеся за рамками реформированного или консервативного иудаизма, стали называть ортодоксальным иудаизмом. В настоящее время большинство евреев принадлежит к ортодоксальному крылу в иудаизме, в США – консервативному и реформированному (там он называется либеральным). В России большинство общин относится к ортодоксальному иудаизму.

В современном иудаизме в последнее время серьезное значение приобрело интегристское направление, тем более что в отличие, например, от католицизма, в иудаизме не существует высшей религиозной инстанции, каждый национальный раввинат самостоятелен. Столкновение с высокотехнологичным миром и интеграция западных общин диаспоры провоцирует ассимиляцию вплоть до исчезновения иудеев как особой группы (народа, нации).

Сегодня вполне правомерно ставить вопрос: кто такой иудей? Определение становится настоятельно необходимым, поскольку «закон о возвращении», принятый вскоре после создания государства Израиль, открывает туда путь любому желающему еврею. Более того, в самом Израиле реформистские течения стремятся к облегчению требований в отношении лиц, обратившихся в иудаизм, или детей от смешанных браков; ортодоксы же противопоставляют этому непримиримое ужесточение требований.

Размещение иудейских общин в современном мире в значительной степени определяется европейской историей XX в. С одной стороны, численность евреев сократилась на треть в результате нацистского геноцида – Холокоста (6 млн. евреев погибли в лагерях смерти). С другой стороны, политика антисемитизма, проводившаяся тоталитарными режимами, изменила географию иудаизма в мире. По приблизительным подсчетам, около 14 млн. евреев сегодня объединены в несколько общин, самая значительная из которых проживает в Соединенных Штатах. В результате в США проживает вдвое больше евреев, чем в Израиле, а Нью-Йорк – самый большой еврейский город в мире, его еврейское население превышает население Телль-Авива. Эта старая община, по большей части состоящая из ашкеназов, образовалась в результате эмиграции евреев из Центральной Европы, Северной Африки и самого Израиля. Она играет важную роль в поддержании тесных отношений между США и Израилем.

В Южной Америке неосвоенные земли Аргентины с начала XX в. притягивали евреев, стремившихся к свободе или успеху. В Африке евреи малочисленны, особенно после эмиграции, которая последовала за французской деколонизацией Северной Африки. Меллахи (общины марокканских евреев) в полном составе выехали в Израиль. В Шерифском государстве их осталось не более 10 тыс. В конце 1984 г. в результате весьма впечатляющей операции «Моисей» чернокожие иудеи из Эфиопии эмигрировали в Израиль. Только иудейская община в ЮАР, объединявшая абсолютное большинство евреев континента (98 тыс. человек) имеет некоторое значение благодаря тесным отношениям, которые она поддерживает с Израилем.

Еврейская община Западной Европы насчитывает приблизительно 1 млн. человек, две трети которых живут во Франции и Великобритании. Это наиболее энергичная и экономически преуспевающая группа, хорошо интегрированная в европейское общество. Весьма чувствительные к скрытым проявлениям антисемитизма, европейские евреи в религиозном плане наиболее либеральны именно в Великобритании и во Франции. Еврейская община во Франции, изначально состоявшая из ашкеназов, заметно увеличилась и обновилась в 1956–1962 гг. после прибытия евреев-сефардов из Северной Африки.

Под нажимом традиционного русского антисемитизма и воинствующего советского атеизма еврейские общины России и Украины поставляли огромные массы эмигрантов в Израиль, в том числе многочисленных «отказников», которым подолгу не давали возможности выехать из страны. После горбачевской либерализации поток миграции возобновился. С 1992 по 1995 гг. 1 млн. евреев из бывшего СССР обосновались в Израиле.

Евреи присутствуют и в Юго-Восточной Азии, иногда с давних пор, как те «потерянные колена», которые требуют признать свое иудейство в восточных штатах Индии. В Австралии это почти исключительно недавние эмигранты из Европы.

Современный иудаизм как религиозное учение должен рассматриваться с учетом разных аспектов: культурного, исторического, культового, обрядового, бытового и т.д. Вряд ли кто сегодня станет оспаривать тот факт, что религиозные искания евреев оказали огромное влияние на всю мировую культуру. Отсюда понятен глубокий интерес к истории этого народа, имевшего трудную и своеобразную судьбу. Конечно, не все в этой истории ясно и открыто, но очевидно то, что именно религия создавала еврейский народ, который и сегодня не мыслит себя без верности традициям прошлого. Между словами «иудей» и «еврей» нельзя ставить знак равенства, но еврей не может считать себя евреем без иудаизма, без следования традициям своей религии.

 
PR-CY.ru