ЗАНДАКА

ЗАНДАКА – термин, которым в мусульманской богословской полемической литературе называли учения последователей немонотеистических религий (манихейства, маздакизма). В более широком значении – «неверие в единого Аллаха», «безбожие». Широкое распространение этого термина объясняется скорее его политическим, нежели религиозным характером. Как правило, в зандаке обвиняли тех, чьи взгляды могли представлять политическую опасность для государственной власти. Она приравнивалась к поношению пророка, что каралось смертной казнью. Первым пострадал аль-Джад ибн Дирхем (повешен в 742 г. в Ираке), обвиненный в зандаке за его учение о сотворенности Корана. В правление халифа аль-Махди (775–785 гг.) была учреждена особая должность судьи-надсмотрщика (сахиб, или ариф аз-зандака) для выявления и наказания ее проповедников. Жертвами преследований стали «крайний шиит» поэт Башшар ибн Бурд (казнен в 783 г.), обвиненный в воспевании огня, в оправдании Иблиса, который предпочел огонь глине, и его современник Салих ибн Абд аль-Куддус, повешенный за признание двух начал мира – Света и Тьмы. Особенно рьяно боролись с зандакой ханбалиты, претендовавшие на роль ревнителей «правоверия». Они обвиняли в зандаке не только собственно дуалистов (манихеев и маздакитов), но и «крайних шиитов» (за признание ими божественной эманации), суфиев (за учение о «единении» с Богом), представителей рационализма в исламе (см. Мутазилиты) и др. Над обвиняемыми устраивались показательные суды. «Опровержение» зандаки было одной из распространенных тем средневековой полемической литературы.

 
PR-CY.ru