УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (араб. – «корни», основы фикха) – основы мусульманского права (фикх-право),  а также методология права (фикх-юриспруденция): 1) Коран; 2) Сунна; 3) иджма; 4) кияс. Эти четыре «корня» постепенно были признаны всеми правовыми школами ислама (мазхабами), хотя значение и возможность применения последних двух «корней» определяется представителями различных мазхабов неодинаково. Классическая концепция усуль аль-фикха сложилась в VII–IX вв. вместе с развитием фикха и оформлением основных религиозно-правовых школ как результат постепенного подчинения права религиозно-этическим ценностям и идеалам, включения его в комплекс обязанностей, возложенных на правоверных. При этом одни мусульманские юристы-факихи стремились решать правовые вопросы на основе их рациональной систематизации и личного мнения (рай), а другие все нормы фикха сводили, в конечном счете, к божественному Откровению. Развитие концепции усуль аль-фикха связано, прежде всего, с именем Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии (ум. в 820 г.), который в трактате «Ар-Рисала», вошедшем в сборник «Китаб аль-умм», изложил основы фикха-юриспруденции и впервые разработал достаточно четкие определения и систему источников фикха-права. Классическая теория усуль аль-фикха исходит из того, что Коран и Сунна пророка являются основными источниками фикха-права, поскольку либо непосредственно содержат конкретные правила поведения, либо предусматривают рациональные способы их «извлечения» из божественного Откровения. Третьим основным источником считается иджма, под которой постепенно стали понимать единодушное мнение наиболее авторитетных на данный момент правоведов-муджтахидов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной. Четвертым основным источником фикха признается кияс – решение вопросов, на которые нет конкретных ответов в Коране и Сунне, т.е. по аналогии. Кроме того, классическая концепция усуль аль-фикха допускает иные рациональные приемы поиска правовых решений в качестве дополнительных, подчиненных источников фикха. Как и кияс, они считаются изначально предусмотренными основными источниками и выступают конкретизацией иджтихада.



 
PR-CY.ru