ТАФСИР

ТАФСИР (араб. – толкование) – комментарий, толкование. Как правило, под этим термином подразумевается книги по толкованию Корана. Существует также термин «байан» – разъяснение значений слов, переводы Корана с арабского на другие языки. Сочинения этого жанра сыграли важнейшую роль в обосновании мусульманской доктрины. В специфической форме они отразили основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе. Уже в ходе пророческой деятельности Мухаммада содержание его проповедей, составивших текст Корана, претерпело значительные изменения. Многие айаты в силу специфики текста были непонятны вновь обращенным. Поэтому Мухаммад заменил одни айаты новыми, а другие по-иному истолковал. Этот наиболее древний пласт, в той или иной форме вошедший в большую часть тафсира, отразил действительную историю возникновения Корана. За 20 лет проповеди пророка Мухаммада часть коранических текстов были заменены вновь «ниспосланными». Первоначально Коран в значительной мере истолковывался изустно. С течением времени и распространением ислама в новой социально-культурной среде важность толкования Корана возрастала. Отдельные айаты и суры часто комментировались имамом в мечети после пятничной проповеди (хутбы). Особое направление, связанное с толкованием Корана, начало возникать в ходе сложения Сунны. Оно долго не выделялось в самостоятельную дисциплину и развивалось в рамках сочинений, посвященных хадисам, жизнеописанию Мухаммада (сира), в трудах мусульманских правоведов (хакифов), грамматиков и лексикографов, специалистов по кораническим «чтениям». Со временем среди такого рода литературы стали появляться и специальные сочинения, посвященные толкованиям Корана. Они унаследовали уже выработанную процедуру исследования и складывавшийся аппарат терминологии. Такие сочинения получили название «тафсир аль-куран». Их основателем, согласно мусульманской традиции, считается двоюродный брат Мухаммада, Абдаллах ибн Аббас. С момента своего возникновения тафсиры стали оружием в идеологической борьбе между различными течениями в исламе. Они отразили соперничество в борьбе за власть между Алидами и Аббасидами. Шиитские авторы (см. Шиизм) с помощью аллегорического толкования Корана (тавил) – перестановок огласовок и логических ударений, – подыскивая отличные от принятых в суннитской среде (см. Сунниты) значения отдельных коранических терминов, интерпретировали ряд отрывков в пользу Али и его потомков. При этом они вменяли в вину своим противникам намеренное искажение текста Корана и уничтожение ряда ключевых айатов при Омаре (Умаре) и Османе (Усмане). Эта идеологическая борьба нашла отражение в разделении общины на сторонников буквального понимания и толкования коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл. В контексте этой полемики развернулись споры вокруг понятий «тафсир – тавиль», т.е. в конечном итоге о методе комментирования Корана, о границах допустимого при поиске «скрытого» смысла. Полемика отразила и борьбу мутазилитов с их противниками. Первые также прибегали к практике тавиля (аллегорического толкования), в частности антропоморфического (человекоподобного) представления о божестве, зафиксированные в Коране. В подтверждение своих теорий они прибегали к толкованию Корана с помощью личного мнения. Эта практика признавалась неправомерной их противниками, сторонниками толкования Корана с помощью мусульманской традиции. Наиболее значительный мутазилитский тафсир – сочинение аз-Замахшари (1074–1143 гг.), принятое впоследствии с рядом поправок и суннитами.

 



 
PR-CY.ru